среда, 18 июня 2025 г.

Субъектность и объектность иноагентства

  ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2

  «Те, что выезжают за границу, возвращаются в Россию с самыми ложными и вредными о ней понятиями, не знают её истинных потребностей, законов, нравов, порядка, а нередко и языка». (Николай Первыйhttps://mr.rgub.ru/stories/20_04.php

   Прочитал вполне разумное высказывание министра юстиции Чуйченко по поводу декабристов: «Иностранное влияние было совершенно иного свойства. Они были не объектом иностранного влияния, а субъектом. Они сами шли под влияние, сами изучали западные идеи...».

   Чуйченко упомянул, что об иностранном влиянии на декабристов речь шла в лекции Мединского о них. Было ли влияние? Да, конечно, было. Только их не вербовали спецслужбы европейских стран, а они, придя с армией в Европу в войне против Наполеона, своими глазами увидели, как живут там люди. И логично задумались: «А почему бы нам не устроить также». Министр верно сказал.

   Напомню старый советский анекдот про двух навозных червей, вылезших из кучи говна на солнышко и зелёную травку. Старый отвечает молодому, почему у них в куче не так: «Есть такое слово родина, сынок».

   Определения субъектности и объектности от ИИ:
  «Субъектность простыми словами — это способность человека самостоятельно принимать решения и действовать по их реализации, навык целенаправленно строить свою жизнь. Другими словами, это авторство собственной жизни»
  «Объектность можно описать как отношение к себе или другому человеку как к объекту, инструменту, который должен выполнять задачу, отвечать требованиям и удовлетворять потребности других»

                                                      *    *    *

   Понятно, что сегодня любое обвинение в иностранном влиянии относится к влиянию западному. Но началось отнюдь не в девятнадцатом веке. До середины тринадцатого века русские княжества, управляемые потомками скандинавов, естественно, тяготели к Европе. Русские князья, преимущественно скандинавского происхождения, заключали матримониальные союзы с европейскими королевствами.

   Ярослав (Ярицлейв) Мудрый (Скупой, Хромой) был женат на дочери шведского короля, сестра его стала королевой Польши, дочери королевами Франции, Норвегии и Венгрии. И таких примеров немало. А потом с середины тринадцатого века связи прекратились. Чему в немалой степени способствовал Александр Невский, со своей дружиной и «монголо-татарами» подавлявший антитатарские восстания. Хотя началось с Андрея Боголюбского, в середине двенадцатого века перенесшего великокняжеский престол из Киева во Владимир.

   Александр Ярославич у нас святой и равноапостольный, хотя, по моему скромному имхо, он и его преемники, включая в первую очередь внука Ивана Калиту, агенты татарского влияния, занявшие сторону завоевателей, исходя из желания сохранить личную власть на территории русских княжеств. Многие, включая Л.Н. Гумилёва, находят сие верным, ибо в противном случае Русь стала бы частью Европы. К чему и стремились первые князья «суровой славы эпохи норманнов» (С).

   «Сыну монахини и блудницы» (С) и прочим татары милей. Дело, во-первых, в религии. Татары до  сделавшего ислам государственной религией хана Узбека, были толерантны к религиям завоёванных народов. Тем более РПЦ вместе с князьями мгновенно заняла коллаборационистскую позицию, получив свою долю печенек.

   Гумилёв как-то противопоставил русских и татар немцам, что первые могут спать на голой земле, вторые нет. А на@уя на голой земле спать? Эффективная экономика европейских стран способна произвести достаточное количество спальных мешков, обеспечив каждого солдата. И, в отличие от православных и иных неевропейских стран, эти мешки не с3,14здят.

   Несомненно, Лев Николаевич намного лучше меня разбирается в русской и тюркской истории. Но. У меня есть все основания полагать, что в экономике и политологии разбираюсь лучше него. Читал на эту тему достаточно много, причём, авторов противоположных взглядов, как, скажем, Маркса и Хайека. У Хайека вижу логику, у «сына юриста» (С) из Трира отнюдь нет. Не видел оной и когда в меня Маркса кафедра марксизма-ленинизма вводила через резиновую трубку, а фамилии Хайека тогда и не слышал. Поэтому не согласен с положительной оценкой татарского влияния на Россию.

   Следствием принятия Русью «монголо-татарской» модели развития стало катастрофическое отставание от цивилизации в социальном и экономическом развитии. Попросту говоря, мы восемьсот лет назад влезли в жопу и с тех пор так оттуда и не вылезли, несмотря на силовые модернизации Петра и Сталина, носившие исключительно характер заимствования имевшихся на том момент на Западе технологий без создания институтов, благодаря которым эти технологии возникают

   Попытки изменения институтов происходили в 1917 и 1991, вторая оказалась продолжительней первой и принесла реальные результаты, но с середины нулевых всё повернуло «взад» (С), и шансы вылезти из жопы при слегка модернизированной «монголо-татарской» модели не сильно отличаются от нуля.

   Затрудняюсь давать оценку термину «генетическое рабство» и можно ли от него избавиться. Учёные мозгоправы говорят, что для изменения установок коллективного бессознательного необходимы два поколения. Откуда про это знал Моисей? Весьма уважаемый мною Д.С. Лихачёв считал Россию несомненной Европой, а не менее уважаемая иноагентка Т.Н. Эйдельман отрицает влияние на наш менталитет «монголо-татар».

   Не согласен с обоими. Мне ближе взгляды Гюстава Лебона, Дейдры Маккслоски, Лоуренса Харрисона («Евреи, конфуцианцы и протестанты. Культурный капитал и конец мультикультурализма») о влиянии культуры и менталитета на достижения или неудачи разных народов планеты. В книге Харрисона, в частности, отмечается, что афроамериканцы, чьи предки никогда не были рабами (а таких немало, в том числе прибывших с 1619 года), намного более склонны к учёбе и карьере, нежели те, чьи предки рабами были.

                                                      *     *     *

   То есть, начиная с тринадцатого века, агенты иностранного («монголо-татарского») влияния Александр Невский и его потомки свернули Русь с европейского пути развития, заимствовав систему управления у завоевателей с Востока. «Я начальник- ты дурак» взамен европейского «Nullum officio sine beneficio» и «Вассал моего вассала не мой вассал».

   ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

вторник, 17 июня 2025 г.

Капиталисты и майоры

   В моей ленте «В Контакте» постоянно всплывают посты совкодрочерских групп с рассказами, как людям распрекрасно жилось в совке и сколь ужасен наступивший капитализм. Раз уж мне это предлагается сие читать, читаю и, разумеется, пишу свои каменты.

   Сравнивая жизнь тогда и сейчас, привожу, казалось бы элементарный довод. Тридцать пять- сорок лет назад я был конструктором ядерных реакторов, даже небольшим начальничком с зарплатой в 2-2,5 раза выше средней по стране. Иногда добавляю, что до поездок в загранкомандировки мой социальный статус был существенно ниже, чем у продавщицы колбасного отдела с зарплатой гораздо меньше моей. Для живших в совке адекватных граждан тут никакой новизны нет, всё просто и логично.

   А сегодня мне восьмой десяток, я работающий пенсионер с суммой пенсии и зарплаты в 1,5 раза ниже средней по стране. Но! Живу-то я сегодня несравнимо лучше, чем тридцать пять- сорок лет назад. По всем параметрам за исключением половой жизни.

   Но тут не про то. Я про тех, кто расписывает ужасы капитализма. Прямо, как писатель Джанни Родари, до 1943 года состоявший в фашистской партии Италии, а с 1944 года в коммунистической. По поводу взаимоотношений фашизма и социализма предлагаю открыть 12 главу книги нобелевского лауреата Фридриха Хайека «Дорога к рабству». Это Родари про Чиччо из Неаполя и мальчика-луковку написал. Справедливости ради, Италия сразу после войны была весьма бедной страной, достаточно посмотреть фильмы неореалистов, почти как СССР. 

   Хотя у них полутора миллионов голодных смертей, как тут в 1946- 47 г.г., не было. В 1962 году 20% итальянских семей имели холодильники. В СССР- 5%, в США- 98%. Но уже в 1970 году Италия произвела легковых автомобилей в 5 раз больше, чем СССР, уступая ему по численности населения в 6 раз.

   Потому что Италия не без помощи победивших их в войне США построила нормальный рыночный капитализм. А вот Восточная Германия и Чехословакия, до войны превосходившие Италию по уровню экономического развития, к 1970 году уже значительно от неё отставали. Потому что построили так называемый «реальный социализм». 

   (В 1971 году Михаил Сергеевич и Раиса Максимовна были в туристической поездке по Италии, и, предположу, после посещения миланского бутика она задала супругу вопрос типа: «Миша, а почему мы так не можем?». И Миша задумался...)

   В России с начала девяностых осуществлялись реформы, имея в виду цель создания тут экономики, похожей на ведущие экономики мира. В которых клубника в продаже появляется не в июне, а в семь часов утра. И оно стало получаться, заработало, в нулевые произошёл рост экономики и уровня жизни. Но с середины нулевых стали поворачивать «взад» (С), увеличивая долю внеэкономического влияния на экономические процессы.

   Тем более, цена на нефть с 9 в 1998 поднялась до 144 в 2008, и наверху решили, что можно обойтись без экономических свобод и даже частной собственности. После 2003 года собственность в России перестала быть частной, стала квазичастной. Частной понарошку. На разных уровнях юкосов уже много за двадцать лет случилось. Особенно в последние годы.

   То есть. В нулевые всё стало быстро улучшаться. Причину назвал. Если попросту, лучше стало от того, что построили капитализм. Не такой, как в Финляндии или Новой Зеландии, но похожий. А потом года с тринадцатого началась стагнация, и постепенно стало ухудшаться. Пенсионный возраст в помощь. Просто вектор от реформ и цен на нефть долго пёр вверх, потом иссяк, а частную инициативу уже сильно уменьшили, новых драйверов нет.

   Тот капитализм, который построили в девяностые, ещё остался, но уже далеко не на командных высотах. Капитализм был всегда, например, когда одна обезьяна меняла у другой топоры на овец. «Капитализм- то, чем занимаются люди, если их оставить в покое» (С). Капитализм был в советской школе, где мы меняли марки на значки или что-то ещё. Но власть-то была не капиталистической. В племени обезьян рулил альфа-самец, в школе учителя.

   Феодализм основан на земельной (или иной, например, нефтяной) ренте и получении военной добычи. При феодализме тоже были капиталисты: ремесленники, купцы. Буржуа от слова бург (город), мастера (master- хозяин). Феодал (барон, герцог, товарищ майор) получал ренту с сидящих на земле крепостных, а также от буржуа- горожан, плативших ему за защиту, как предприниматели девяностых бандитам. Последнее в России никуда не делось, только не осталось бандитов без погонов. Ещё феодал получал военную добычу, если удавалось.

   Капиталист (купец) эпохи феодализма собирал караван и отправлялся в опасное путешествие в Китай по Великому шёлковому пути, покупал шёлк, возвращался в Европу, продавал, фиксировал прибыль и отправлялся обратно. А жители Европы одевались в шелка, покуда капиталист Аркрайт не стал выпускать ткацкие станки, а капиталисты Уатт и Болтон паровые машины. Тогда переоделись в хлопок.

  Также городские ремесленники- мастера изготавливали на продажу разнообразные ценные ништяки, крутя, как купцы деньги в обороте. Покупали сырьё, инструменты, нанимали подмастерьев, давая им тем самым средства к существованию. Капитализм основан на обороте денег, а не накоплении их.

   После открытия Америки купцы стали снаряжать корабли, возить из-за океана сахар, кофе, табак... Дейдра Маккслоски в книге «Буржуазное равенство...» пишет, что в шестнадцатом-семнадцатом веках в первой стране победившей буржуазии- Нидерландах началась потребительская революция. Простые горожане стали жить в более просторных домах, спать на отдельных кроватях, устанавливать в жилищах красивую мебель. Пить кофе, подслащивая его заморским сахаром, курить заморский табак. Это и есть следствие победившего в стране капитализма.

   Феодалы- аристократы, жившие земельной рентой, оказались неспособны конкурировать с новым предпринимательским классом. А последний, благодаря своему непрерывному стремлению к прибыли и вращению денег в обороте, осуществил «Великое обогащение человечества», в результате которого немалая часть жителей чОрной Африки живёт сегодня в многоэтажных домах с электричеством, водопроводом, канализацией, телевидением и Интернетом. В Нигерии сегодня 50 автомобилей на 1000 жителей. В СССР в 1970 году было пять.

   Но. Число стран мира, где буржуазия является правящим классом, не так уж велико на планете. Обычно это буржуазные демократии, где сочетаются соблюдение прав и свобод человека, экономическая свобода и, как следствие этих факторов, высокий уровень жизни населения.

   Во многих странах, например, нефтяных монархиях (а чем Россия не нефтяная монархия?) высокий уровень жизни населения достигнут, не благодаря экономическим свободам, а тем, что правящие феодалы делятся с подданными небольшой частью природной ренты. Только надо помнить, что нефтяная рента не вечна. 

   Нефтяная рента- это ресурсное проклятие. Мудрые арабские монархи, например, в ОАЭ это понимают и диверсифицируют экономику. Только они производят не «готовые металлические изделия» известного назначения, а товары и услуги, которые можно продать на рынке.

   Резюме. Товарищи майоры, живущие во дворцах с аквадискотеками и золотыми унитазами, хранящие, кто под подушкой, кто в оффшоре миллиарды долларов, ни разу не капиталисты. Куда ближе к феодалам прежних эпох. Они получают доходы не за счёт реинвестирования прибыли в новые товары, технологии, производства, а за счёт ренты. Кто близок к нефти, за счёт её. Кто за счёт крышевания сохранившихся с девяностых бизнесов. Кто, останавливая на дорогах машины для проверки документов... Но ведь это не капитализм.

   На ту же тему: «Плуто и клепто», «Простым людям» про капитализм».

   ИСТОРИЯ ОТ RAZDOLBAEFF`A