воскресенье, 5 октября 2025 г.

Реформы в Китае и России

    ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2

   Много раз доводилось читать и слышать, что российские реформы девяностых были неправильными, мол, надо было идти китайским путём. Не будем учитывать часто повторяемую фразу, на моей памяти давным-давно сказанную экс-референтом двух генсеков А.И. Вольским, что в России не было и нет такого количества китайцев.

   В биографии китайского реформатора Дэн Сяопин упоминают эпизод, как он, будучи сослан на тракторный завод в провинции, сказал мастеру предприятия, что его покалеченный хунвэйбинами инвалид сын отремонтировал радиоприёмник. Мол, не надо ли ещё кому отремонтировать. Тот ответил, что у них подобных вещей просто нет. Этот эпизод заставил вполне правоверного коммуниста, одного из организаторов Большого скачка, задуматься о правильности пути, которым шла КПК.

   То есть. В дореформенном маоистском Китае у мастеров и рабочих машиностроительного завода не было даже простейшего радиоприёмника. Трудно предположить, что в СССР восьмидесятых, когда необходимость реформ ощущали абсолютно все, у кого-нибудь не было подобного девайса.

  Чувствуете разницу? Граждане страны советов, насмотревшись французских и американских фильмов с Пьером Ришаром и Робертом Редфордом, картинок в каталоге «Quelle» (был у нас такой в семье, дочь- дошкольница зачитала до дыр) и прочих, хотели, как там. Жильё, автомобили, бытовая техника, одежда, отдых, как на Гавайях...

  «...презрение к советской экономике становилось безграничным, поскольку люди видели, что для них пределом мечтаний является товар, абсолютно доступный для любого американца, француза или итальянца...» (Д.Я. Травин)

   Китайцы же в середине семидесятых в массе своей хотели, чтобы на ужин была еда, в идеале не только рис.

   Ещё такое отличие китайских условий от российских. В маоистском Китае не было никаких социальных гарантий типа пенсий, больничных, профсоюзных туристических путёвок... Народ был нищ, зато не развращён социалистической халявой, хотя и строил социализм с коммунизмом. Люди могли надеяться только на самих себя, а не на государство. Видимо, это имеют в виду те, кто говорит, что для китайского варианта в России не хватало китайцев. Нищета и неразвращённость халявой, значительно более низкие, чем в СССР зарплаты способствовали привлечению иностранных инвестиций. 

   В том и разница стартовых условий. Писал про то же в статье «Сингапуру было легче». В Китае, как и Сингапуре промышленность была почти на нулевом уровне, обеспечивала какое-то удовлетворение местных потребностей. Заводы, что японцы за время оккупации построили в Маньчжурии, СССР в 1945 году демонтировал и увёз к себе, что помимо разногласий по поводу Сталина, послужило одной из причин последовавшего срача.

   В чём-то можно сравнить стартовые условия Китая после Мао с нэпом двадцатых годов после военного коммунизма, хотя промышленность царской России была куда более развита, чем китайская. Конечно, за время советско-китайской дружбы предприятия тяжёлой промышленности в Китае построили. Но далеко не в том количестве, что существовали в восьмидесятые в СССР.

   Проблему продовольствия Дэн Сяопин решил просто. Распустил коммуны (колхозы) и перешёл к семейному подряду, передав крестьянам землю в аренду или собственность, разрешив сверхплановую продукцию продавать по рыночным ценам. И в стране мгновенно появилась еда, как в Советской России в двадцатые вследствие введения нэпа. «Это же элементарно, Ватсон» (С). «Невидимая рука» Адама Смита.

   С января 1926 по январь 1927 года, во времена расцвета нэпа, Дэн Сяопин учился в Москве и своими глазами видел быстрый подъём страны после разрухи. Знакомился с трудами Н.И. Бухарина, сторонника нэпа и чуть позже противника коллективизации. Многое в  китайской экономической модели 1980-х скопировано с нэпа: разрешение малого и среднего частного предпринимательства, допуск иностранных инвестиций и поощрение экспорта при сохранении командных высот в экономике за государством.

  В июле 1979 г. Дэн Сяопин поддержал создание «Института марксизма-ленинизма и идей Мао», в котором изучались труды Бухарина. В 1985 году он признал, что «наиболее правильной моделью социализма была новая экономическая политика в СССР».  Китайский лидер поддерживал идеи Бухарина и осуждал сталинские репрессии.

   Опыт создания высокотехнологичной промышленности Дэн Сяопин перенимал в Сингапуре у Ли Куан Ю, у которого никакого социализма и в помине не было. Замечу, то же делала, придя к власти после социалистических заскоков лейбористов, Маргарет Тэтчер. В Сингапуре пошли по пути привлечения иностранных инвестиций, приглашения транснациональных корпораций. Это единственный для бедной страны путь быстро разбогатеть. Позвать к себе богатого дядю, чтобы построил завод, богател при этом сам, но вместе с ним богатела бы и страна, где он завод построил.

   «Если бы я должен был описать одним словом, почему Сингапур преуспел, то этим словом было бы «доверие». Именно доверие к нам позволило иностранным инвесторам основать свои фабрики и заводы в Сингапуре« (Ли Куан Ю). Пруф.

   Сегодня в Сингапуре работают около 3000 транснациональных корпораций, производя до 2/3 ВВП страны. Страна занимает одно из первых мест в мире по ВВП на душу населения, а также по продолжительности жизни, что лучше характеризует качество жизни людей. Промышленность экспортно ориентирована, основана на высокотехнологичных производствах.

   Тем же путём пошёл и Китай. Дэн лично посещал Сингапур, направлял туда на стажировку двадцать две тысячи чиновников. Пруф. По поводу того, как это называть, капитализм или социализм, Дэн Сяопин говорил: «Неважно, какого цвета кошка — главное, чтобы она ловила мышей».

   Стали привлекать инвесторов с Запада («Япония- это Запад»(С)). Германские кроссовки Adidas или японские Asics, также, как айфоны Apple и многое- многое другое сегодня производятся в Китае и других странах Юго-Восточной Азии. Эти фирмы пришли в Китай с деньгами и технологиями, построили заводы и фабрики, получают прибыль сами, дают работу с зарплатой аборигенам и платят налоги в китайскую казну. 

   Из американских корпораций в Китае имеют свои заводы Tesla, Apple, Boeing, Coca-Cola, PepsiCo, Procter&Gamble и т. д. В сфере услуг в Китае работают практически все международные бренды. Amazon, Netflix, социальные сети и др., не говоря уже о секторе общественного питания – McDonald’s, Starbucks и многие другие бренды. По оценкам экспертов, Apple собирает до 85-90% смартфонов в Китае. Пруф.

   Американские корпорации стали приходить в Китай ещё в восьмидесятые. Они остановили свой выбор именно на нём не только потому, что там была дешевая рабочая сила, но и благодаря признанию властями страны прав частной собственности, защиты иностранных инвесторов, гарантиям вывода заработанных средств. За американскими корпорациями в Китай последовали и европейские производители.

   Со времён Второй мировой отношения Китая с Японией были очень натянутыми по известным причинам. Дэн пошёл на нормализацию отношений, что привело к японским инвестициям в китайскую экономику. С 1979 года Япония регулярно выделяла Китаю пакеты «помощи развитию» в виде кредитов под низкие проценты, общая сумма которых превысила $13 млрд. В 1980-е Япония приняла участие в модернизации более сотни китайских госпредприятий, помогала создавать практически с нуля целые индустрии, например современное производство стали.

   В 1981 году иностранные инвестиции в экономику Китая составляли $600 млн, к 1993 году достигли $27,5 млрд, в 2017 году $136,3 млрд. В нулевые Китай, который при Мао был государством, ближе всего подошедшим к абсолютной автаркии, стал самой зависимой от внешней торговли страной с почти миллиардным населением. Пруф.

   В экономике Китая возникла жёсткая конкуренция между новыми частными и старыми государственными предприятиями. И китайские власти не боялись избавляться от неэффективных госпредприятий. С 1995 по 2004 г.г. около сорока миллионов сотрудников госкомпаний лишились работы.

   Вот Китай и разбогател. При том, разумеется, ворует, как может, технологии, на налоги с западных инвесторов финансирует свои производства  товаров, похожих на западные. Но их качество покуда ещё ниже. По отзывам потребителей о китайском металлорежущем инструменте могу судить, работаю в этой сфере. Китайский существенно дешевле европейского, хотя последний, скорее всего, производится в том же Китае, но по технологиям и под контролем европейцев.

                                                       *     *     *

   А что в России? А в России в двадцатые годы был нэп, вот это-то и был китайский путь. Стоило разрешить свободную торговлю сельскохозяйственными излишками, и в стране сразу появилась еда. Как позже в Китае.

   22 мая 1922 года ВЦИК издал декрет «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых её законами и защищаемых судами РСФСР». Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года, с 1 января 1923 года был введён в действие Гражданский кодекс РСФСР, который предусматривал, что каждый гражданин имеет право организовывать промышленные и торговые предприятия. В период НЭПа на долю частного сектора приходилось около 20% промышленной продукции, до 80 % розничной торговли и небольшая часть оптовой торговли.

   ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ