суббота, 18 февраля 2012 г.

Vox minoritis.Памяти Гайдара


 «Только 17% россиян положительно оценивают экономические реформы Егора Гайдара»
                                                    (Строчка из Яндекса на следующий день после смерти)

    «Нет ничего отвратительнее большинства»
                                                         (И.Гёте)
                     
     «Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак, что пора меняться»
                                                           (М.Твен)

      «Если тебе дали линованную бумагу- пиши поперек»
                                      (Чья-то народная поговорка из книги М.Веллера)                           

       «Фсе люди, как люди, а я, как … на блюде»
                                      (Народная поговорка. Жизненная позиция)

       «Маленький, но свой житейский опыт
         мне милей ума с недавних пор,
         потому что поротая ж..а-
         -самый замечательный прибор.»
                               (И.Губерман)


                       Осень 91-го.
                       Золотовалютный резерв страны 16-45 млн. долларов (в разных источниках разные цифры. Но не принципиально… За сколько Аршавина в «Арсенал» продали?)
                       Еды нет. На некоторых питерских предприятиях организуют выезды на автобусах в ближайшие города: Псков, Новгород… С целью поиска еды… В декабре 91-го еду за едой в Орел. Там у деревенских родственников какая-то живность водится. Со слов этих родственников, живущих в 10км от трассы Москва- Юг по орловским пролескам рыщут орды голодных москвичей и ловят бесхозно гуляющую живность. Имея в виду съесть ее. В Москве тоже жрать нечего…
                       Сюжет Невзорова в «600 секунд»… Квартирная кража… Из холодильника похищена курица…
                       В цехе машиностроительного завода  профсоюз разыгрывает по жребию импортный видеомагнитофон по гос.цене (сколько это, не знаю, импортных магнитофонов по гос.ценам никогда не видел, в коммерческих магазинах в 91-м 7-15 т.р. при зарплате 1-1,5 т.р.). Через несколько дней налет на квартиру: вся семья убита, украден «видак»…
                       Цены на нефть ниже плинтуса… Вокруг ржавых покосившихся нефтяных вышек сидят страдающие от голода и абстинентного синдрома гегемоны и жалобно щелкают клювиками…
                       Каждый включенный в розетку электроприбор кричит голосом Шевчука: «Предчу-у-увствие гра-а-ажданской войны…». Журналисты в газетах и зомбоящыке умоляют: «Юрий Юлианович,  не каркайте…»
                       Краткая оценка ситуации: Ж..а. Полная. (Или, цитируя Веллера: «Тук-тук. –Кто там? –П…ец. -Что надо? –Пришёл…»)
                       И вот кто такие умные, а?.. Садитесь и пишите, делать-то что?..                      
                                                                          *     *     *
                      А до этого?
                      Кто-то вспоминает щастливый брежневский застой… Время правления Брежнева пришлось на мои 10-28 лет. А память у меня хорошая. Да и читаю немало. Фсех читаю... Правых и левых… Демократов и патриотов… Фоменко и Антифоменко… Резуна-Суворова и Антирезуна-Суворова…
                     Ну, Никита чего-то с кукурузой и зерном намутил. Так что булку из гороха и муку по талонам 2кг на рыло перед 1 Мая и 7 Ноября в первой половине 60-х помню.
                     Потом Косыгин какие-то реформы делать хотел. Слово «хозрасчет» стали произносить.
А в 1973 случилась война Судного дня, и арабы втрое повысили цены на нефть.
                      И «кремлевские» со «староплощадными» охренели от из ничего появившегося бабла.
И решили: а на фига что-то реформировать, когда и так фсё за..ись…
                      Оказалось ненадолго. Приоткрытые форточки показали, что уровень жизни в СССР несоизмеримо ниже, чем на Западе. Да и нефтедоллары с умом тратить было некому. Закупало министерство оборудование, давало заводу : «Нате вам…» А на заводе репу чесали: «А что это такое и на зачем?» Так то оборудование до 90-х и лежало нераспакованное… А в 90-е сп….ли…
                       И как-то так случилось (отдельная история) мне оказаться в 80-е в рядах КПСС, не разделяя коммунистических убеждений. (Как и большинство населения я был пафегистом.) И в качестве члена КПСС       пришлось посещать партсобрания. И в начале 80-х пару раз заслушивать ЗАКРЫТЫЕ письма ЦК КПСС. О катастрофическом положении савецкой иканомики. (Так что «Тук-тук…» уже тогда слышалось).
                       Где-то за полгода до смерти Брежнева КПСС принимает «Продовольственную программу», сквозь зубы признавая, что савецкий народ по всем основным продуктам за исключением хлеба, картошки, сахара недоедает до медицинской нормы…                      
                       А в 83-м начал Юрий Владимирович «укреплять производственную дисциплину», вылавливая народ по баням и кинотеатрам… Заодно эксперимент с оплатой труда ИТР мутить пытался.  Типа, коэффициенты трудового участия какие-то… А делили деньги фсё равно поровну…  Но прожил недолго…
                       Ну, Черненко запомнился тем, что отменил участие СССР с сателлитами в лос-анжелесской олимпиаде и в виде трупа голосовал на избирательном участке…
                         И тут случился Горбачев. Кстати, выдвиженец Андропова. Был минутный импульс нАчать «борьбу за производственную дисциплину». Но… Злопыхатели говорят, что тема диссертации Раисы Максимовны была что-то там про «человеческий фактор»…  И один за другим стали входить в обиход термины: «человеческий фактор»,  «перестройка», «гласность», «ускорение»…
                         Народный фольклор поинтересовался в каком месте человеческого тела расположен «человеческий фактор» (fucktor?) и обогатился стишками: «По стране промчалась тройка: Мишка, Райка, Перестройка…», «Ускоренье- важный fucktor, но не выдержал реактор. И теперь наш мирный атом фся Европа кроет матом…»
                         Кроме техногенных катастроф типа Чернобыля и «Адмирала Нахимова» Михаил Сергеевич сам себе организовал рукотворную: начал антиалкогольную кампанию. Сам ли придумал, Лигачев ли напел?.. Говорят и академик Федор Углов приложился… Кстати, закрытый доклад академиков о катастрофическом положении дел с пьянством в СССР зачитывался за несколько месяцев до вступления Горбачева во власть…
                         Помимо тупых вырубок виноградников и резкого сокращения продажи алкоголя («Остановка трамвая- водочный магазин. Следующая остановка- конец очереди…») исчезли алкогольные деньги.  А иканомика СССР держалась на доходах от алкоголя (читай Веллера «Узкоколейка») и нефти…
                         С нефтью в сентябре 85-го «помогли» Рейган и король Саудовской Аравии. Последний по «многочисленным просьбам» первого обвалил мировые цены на нефть… Какое-то время это падение не ощущалось… Да и  то сказать. В СССР не было колбасы ни при высоких, ни при низких ценах на нефть…
                         Потом партия нАчала ускорять научно-технический прогресс. Поскольку эксперименты с оплатой труда научных и инженерно-технических работников пытался мутить еще Андропов, стали действовать и в этом направлении. Одним из действий явилось создание центров НТТМ (возникавших при комитетах ВЛКСМ) и подобных структур при партийных и профсоюзных организациях. Понятное дело, что комсомольские боссы в силу возраста оказались поживее…
                        В теории центры НТТМ должны были сводить молодых ученых и инженеров с потребителями их разработок. На самом деле центры стали банальными «конторами по обналичке»…
                        В июне 87-го в двух журналах появились статьи. В сверхпопулярном в перестроечные годы «Новом мире» «Идеалы и интересы» Николая Шмелева. Из этой статьи я, будучи в возрасте Христа, впервые стал понимать, что же такое экономика. Хотя и изучал в техническом вузе политэкономию, а также такой маловразумительный предмет, как «Экономика машиностроения».
                        В менее популярном журнале «Техника и наука» (впоследствии переименованном в «Инженер») статья «Возможен ли инженерный кооператив». В ней автор показал, что оплата инженерных и научных разработок путем превращения безналичных денег в наличные приведет к сильнейшей инфляции… Что и случилось в итоге…
                        В СССР всегда существовало множество разнообразных курсов рубля. Тот курс, который употреблялся в расчетах между предприятиями социалистической иканомики никоим образом не соответствовал курсу при расчетах между гражданами и магазинами. Как и курс доллара. Доллар стоил 60 копеек только на страницах газеты «Известия». По этому курсу крайне ограниченному числу граждан, выезжающих в служебные командировки (о туризме и речи не могло быть!!!) в капиталистические страны меняли 30 (тридцать) рублей на 50 (пятьдесят) долларов. И фсё!
                        На «галёре» «Гостиного двора» в Ленинграде (типа, «черная» биржа) в 60-е- 70-е годы 20-го
века давали за доллар 3-4 рубля, в 86-м- 4-5 рублей. В 90-м уже 20, осенью 91-го- 30-35, в ноябре 91-го после объявления о введении с 01.01.92 свободных цен- 120 рублей за доллар.
                        Пример соотношения курсов безналичных и наличных рублей: В 1988 году я трудился ведущим конструктором КБ машиностроительного завода. Со средней зарплатой 350 рублей. И пришлось мне как-то писать конструкторский документ под названием Техническое задание (ТЗ) на разработку изделия. Которое я сам же потом и должен был разрабатывать…
                        Человеку со стороны подобное может показаться идиотизмом, но в савецкой промышленности это была нормальная практика. Можно даже сказать единственно возможная… Заказчики сами технические задания писать не умели. А я, будучи заводским конструктором, писал задание на изделие, которое,  во-первых, я сумею спроектировать, а, во-вторых, что более существенно, которое завод-изготовитель СМОЖЕТ СДЕЛАТЬ. А если уж быть объективным сделать он не мог ни … Когда я приносил какой-либо чертеж в технологическую службу завода, первые слова, которые слышал были: «Этого мы сделать не можем». Это к вопросу о научно-техническом прогрессе…
                        Но речь об иканомике и курсах савецкого рубля. Таки вот. Завоцкими иканамистами была составлена калькуляция, где напротив строки «Разработка технического задания» стояла сумма 3000 рублей. Я, типа, не хочу упирать на какую-то свою исключительность, но в КБ каждый занимался своими делами, и что и как делать по данному изделию знал только я… Ночальнеги они так, в общих чертах…
                        В апреле 1988 года компьютеров в нашем КБ еще не было. (Имеются ввиду компьютеры в сегодняшнем понимании. Какие-то у..бища под названием «искра» или как-то так были… Чего на них можно было реально делать?..) Поэтому ТЗ писалось шариковой ручкой на бумаге. Затрачено на этот процесс 1,5 часа. Дальше арифметика: зарплата 350р., в месяце 170 часов, почасовая оплата- 2р., себестоимость тех.задания- 3р. Ну, машинистка документ перепечатала. Кинем  рубль. Пара ночальнегов прочитали, добавим по 2р., они таки ночальнеги, но на чтение больше 10 минут вряд ли тратили. Итого, 8р. Ну, отопление, свет в помещении… Еще пару рублей кинем. Десятка…  А в калькуляции- 3000…
                         Т.е., одно предприятие заплатило другому 3000р. при себестоимости 10р.
                         А вот когда возникли центры НТТМ у заказчиков и исполнителей появилась возможность работать напрямую. И за написание подобного документа (1,5 часа работы) я мог, ужасно оборзев попросить аж 50 рублей. ЦНТТМ кидал сверху еще столько же себе и получалось 100. И заказчик экономил 2900 своих рублей. Ночальнеги фишку просекли быстро и стали создавать собственные «конторы по обналичке». После чего договор с заказчиком заключали уже не на 3, а на 1,5т.р., на выполнение работы рублей за 50 нанимали меня, разницу оставляли себе. Более хитро.опые при заключении со мной договора подряда спрашивали, сколько мне надо… Сто?.. Хорошо, пишем в договоре тыщу, разницу отдашь… Т.е., откат уже тогда возник.
                         Но. Я, заработанные за полтора часа 50 рублей (вместо трех) нес в магазин, где товаров на эту сумму для меня никто не подготовил и покупать было нечего. Т.о., деньги оставались на руках. Или сберкнижке.
                         И так года с 87-го работала вся страна. И количество денежной массы росло. И в магазинах пропадали товары, которые раньше никому и на … не нужны были. Типа, обувь «Скороход» и костюмы фабрики им.Володарского.
                         Во многих населенных пунктах Советского Союза мясо, колбаса и подобные продукты отсутствовали в свободной продаже во все годы савецкой власти. Но в Ленинграде были. Начиная с 1988 года стали пропадать и здесь. И не только мясо и колбаса, но и чай, мыло, спички. Сахар с дрожжами исчезли в самом начале антиалкогольной кампании. Где-то года с 89-го талоны на основные продукты стали появляться во всех регионах страны, включая Москву и Ленинград.
                         Примета времени. Песня группы «Комбинация»: «Два кусочега колбаски у тебя лежали на столе. Ты рассказывал мне сказки…» О как!.. Чтоб потенциальную партнершу убалтывать два кусочега колбаски было достаточно…
                                                                 *     *     *
                        Краткий курс истории савецкой колбасы. Цена 2р.20к. на колбасу «Отдельную» и 2р.30к. на «Докторскую» была установлена после хрущевской реформы цен в 1961 году. Где-то в середине 70-х появилась еще «Останкинская» по 2-90.
                        В самом начале 60-х средняя зарплата составляла 90р. 120р.- то была уже хорошая зарплата.
Люди, идя с работы, заходили в магазин и покупали 50, 60, 70г колбасы. Это я без стёба. Такие количества и покупали. И еще просили нарезать…
                        К середине 80-х, еще до ЦНТТМ средняя зарплата достигла рублей 200. Во многих городах страны мясо и колбаса исчезли с прилавков напрочь. В Москве, Ленинграде, столицах союзных республик  еще продавались… Загадка «Длинная, зеленая, пахнет колбасой» появилась в 70-е… Электричка из Москвы, кто не знает…
                        Понятное дело, колбасу на вывоз покупали палками и килограммами. В магазинах образовались очереди, жители Москвы и Ленинграда тоже стали покупать килограммами, чтобы лишний раз в очереди не стоять. К 1991 году средняя зарплата (без доплат от ЦНТТМ) достигла рублей 500-600 (к концу года еще втрое- вчетверо выше…)
                        1 марта 1991 года состоялась «павловская» (по имени премьера будущего гэкачеписта) реформа цен. Собственно не реформа, а просто повышение… Колбаса стала стоить 9р. за кг и на непродолжительный период (до осени) в продаже появилась.
                         Но уже осенью… См. текст в начале…
                                                                       *     *     *
                         Итак, снова осень 91-го… Ну, какие предложения?.. Ага, на юге у сельхозпроизводителей еда есть?.. А отдадут? Фантики-то савецкие  с портретом вождя мирового пролетариата на хрен никому не нужны... Продразверстка?.. А Шевчук чего поет?..
                         В ноябре 91-го Ельцин с трудом находит человека, СОГЛАСИВШЕГОСЯ быть и..о.Премьера… Е.Т.Гайдара… Тот комплектует команду из близких по взглядам  и возрасту людей, включая в т.ч. Чубайса…  И объявляет о либерализации цен с 01.01.92. Доллар на черном рынке (обменников еще нет, статью 88 еще не отменили, но фсем по …) прыгает с 35 до 120р. Мясо на питерских рынках (в магазинах его нет даже по талонам) рублей до 70 за кг.
                          2 января 1992 года впервые за много месяцев в магазинах свободно лежали колбаса и сосиски. Стали появляться и другие товары…
                          Но. Одновременно экс-савецкие, но еще не приватизированные предприятия подняли цены на свою продукцию. Кто в пять раз, кто в десять, кто в сто… Вапще-то савецкие железяки и при савецкой власти спросом особым не пользовались, просто других-то не было… И сейчас так называемые «красные директора» отгрузили свои ржавые железяки другим таким же директорам… А те не оплатили…
                          Команду Гайдара называли монетаристской. Одним из проявлений этого монетаризма было прекращение печатанья новых денег. Т.е., поставщик цену в 10 раз поднял, а у потребителя денег не добавилось. В плановой иканомике тут же под новую цену напечатали бы новые деньги. А тут фига… И возник кризез неплатежей… И директора начинают уже через прессу умолять друг друга: «Ну, давайте цены понизим…»
                          В чем, на мой взгляд, можно обвинить Гайдара, так это в отсутствии жесткости. Подобные реформы должен был проводить не мягкий, интеллигентный Гайдар… Нужен был Аугусто Пиночет… Вот и Лужков с Поповым пишут, что Гайдар отводил «дедушке» роль Пиночета, а тот не справился… И то беда России, что не нашлось своего Пиночета. И что режим, который «красно-коричневая» оппозиция
с 1992 года называла оккупационным, таковым в действительности не был. А жаль. Американские оккупанты Германии и Японии очень помогли…
                          Неплатежи? Так. На Красной площади сколачиваем постамент. От Кремля  (или ГУМа) протягиваем кабель с десятью розетками в конце. Выводим десять директоров. У пятерых на груди таблички «Я не оплатил отгруженный товар», у пятерых «Я отгрузил неоплаченный товар». В розетки вставляем паяльники… С директоров снимаем штаны… Транслируем по телеканалам… Вот вам и решение проблемы неплатежей…
                           Итак. Директора необоснованно подняли цену на свою продукцию. При отсутствии платежеспособного спроса. При нормальном рынке вынуждены были бы или снижать цену или банкротиться. Но. Под повышение цен они подняли и зарплату. В первую очередь себе любимым, конечно. Но и работникам тоже. А товар не оплачен. Денег нет. Зарплата начислена, но не выплачена. И директора тычут пальцем в сторону Кремля и говорят, что виноваты Ельцин и Гайдар. Чубайса станут называть чуть позже.
                           Исчо раз. В «совке» существовал ДИСПАРИТЕТ ЦЕН. Промышленная продукция стоила дорого. А еда дешево. Написанное мною за 1,5 часа тех.задание- 3000 р. Эквивалент 1364 кг колбасы «Отдельной». Ежику же понятно, что за полтора часа я никак не мог наработать на 1364 кг колбасы. И такое соотношение не только у тех.задания, но и любой продукции из металла, выпускавшейся савецкой промышленностью. Вот тут говорят, что в стоимость тех.задания и прочего «ржавого железа» включены накладные расходы. А в стоимость колбасы не включены, да?..
                            А в начале 1992 года на еду установились рыночные цены. Определяемые по формуле: «Цена колбасы равняется частному от деления количества наличных денег на количество имеющейся колбасы». Торговец на рынке 01.01.92 нарисовал на ценнике 100р. за кг мяса, но уже 02.01 исправил на 70. А (правительство Гайдара денег не печатало!!!) к июню 1992г.- 50р./кг.
                            Для непонятливых исчо раз. 1 января 92г. произошло не ПОВЫШЕНИЕ цен, а ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ. Т.е., на востребованные товары цены естественно повысились. А на никому на … ненужные должны были понизиться…
                           Опять же из личного опыта. В декабре 91-го в том же Орле купил дешево какие-то «левые» магнитофонные кассеты. И стал срочно расставлять их в ларьках и коммерческих магазинчиках Питера по 50р. за штуку. Что даже несколько ниже существовавшего тогда уровня. Имея ввиду побыстрее их продать. На что продавцы и хозяева магазинов удивлялись: «Зачем торопицца-то… Первого числа будет повышение...» О как!.. А я пояснял, что первого будет не повышение, а либерализация и на необходимый товар (колбасу, например, см. шкалу Маслоу) цена повысицца, а на менее необходимый- кассеты понизицца… В январе цены на кассеты снизились…
                            Но. Директора «ржавожелезоделательных» заводов установили цену, на которую у покупателей ДЕНЕГ НЕ БЫЛО.  И вместо того, чтобы снижать цену, стали требовать печатания новых денег.
                             И. Сами же директора стали провоцировать направленные против Кремля забастовки работников. Тех же шахтеров, которым весной 92-го вздули зарплату до 20т.р., а не выплачивали, кивали на Гайдара, что тот денег не дает. А он и не должен был давать! Давать должен покупатель, если у него есть деньги. А если у покупателя нет денег, т.е. ОТСУТСТВУЕТ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЙ СПРОС, снижать цену до «частного от деления» или банкротиться.
                              И тут «дедушка» дал слабину. Ввел в правительство «крепких хозяйственников»: Черномырдина, Хижу и проч… И те вместе с геращенковским Центробанком стали печатать бабло. Т.е., выдавать предприятиям практически беспроцентные кредиты на «пополнение оборотных средств». И. Доллар в январе 1992 стоил 120р., в мае-июне- 80р. (це монетаризм Гайдара), в декабре 700р.
                              На полученные кредиты «красные директора» кинулись покупать мерсы и виллы за бугром. Также стали за копейки скупать у своих работяг ваучеры. Т.е., сначала задерживали зарплату, Потом предлагали продать…
                              Я не буду в данном материале касаться Чубайса, ваучеров и двух «Волг». Так, вкратце… Решение о вложении ваучеров принимал частью тела не той, которой сижу… И сегодняшняя стоимость акций, полученный мною на ваучер где-то +- на две «Волги» и потянет… Подумал маленечко…
                              В декабре 1992 г. Гайдар, несогласный с проводимой политикой деньгопечатания подает в отставку… Потом возвращался и снова уходил… Ставший премьером Черномырдин фишку просек быстро, что из выбранной Гайдаром колеи уже не выскочить, и реформы худо-бедно продолжились…
                               И бедой 90-х были не реформы Гайдара, а низкие цены на нефть. Когда же  вначале 21-го века цены на нефть повысились, отдача от реформ стала заметной…
                                                                               *     *      *
                               So. Что же мы имеем от реформ начала 90-х?..
                               Ассортимент продуктов… Нередко в супермаркетах наблюдаю картину, как бабуся-божий одуванчик катит тележку с продуктами, содержащую ассортимент, неведомый ранее закрытым распределителям райкомов и обкомов.
                               Пиво… В СССР было два сорта: жигулевское свежее и несвежее… В середине 80-х я стал ездить в командировки в Венгрию, Чехословакию. Попробовал в Венгрии «Туборг» (импортный из Дании), в Чехословакии «Праздрой»… После этого следующий раз пиво на территории России пил в 1993 году, когда каждый пивзавод стал варить свои оригинальные сорта, и эти сорта были существенно лучше жигулевского свежего…
                               Книги, фильмы… Забыли каким дефицитом книги были в «совке»? По 20кг макулатуры сдавали, чтобы книжку типа «Трех мушкетеров» купить… Чтобы щас не говорили, что народ не читает, а книжки таки для кого-то издаются… Пусть кто-то читает только Дарью Донцову и эту, как ее, Барбару Картленд… Лично у меня есть возможность выбора, которой в «совке» не было. И читаю я гораздо больше, чем ДО. Патамушта есть што…
                              В 1984 году в командировке в Венгрии купил «Рукопись Ченселора» Р.Ладлэма. (В СССР подобные книги издавались очень маленькими тиражами и в самом Союзе в продаже отсутствовали. Купить такую книжку можно было только в загранкомандировке…) Прочитал за ночь, не оторваться было… В начале 21 века пытался читать про Борна того же аффтара… И не смог… Уже неинтересно… Вапще-то подобное называется словом «зажрался». То же можно сказать про пиво. Ни «Туборг», ни «Праздрой» не способны щас вызвать столько положительных эмоций, сколько испытал, пробуя их впервые за границей на четвертом десятке жизни…
                             Ну, и про фильмы. Щас щелкаем по зомбоящыку и говорим, совсем нечего смотреть… А на любой фильм из категории «нечего смотреть» в совке выстроилась бы километровая очередь в кинотеатр, и билетиками отдельные граждане спекулировали…
                               Машины на улицах… Попытайтесь вспомнить, сколько было, сколько стало…
                               Я почти всю жизнь занимаюсь бегом на длинные дистанции. С 1970 по 1993 год частью моей тренировочной трассы был семикилометровый участок Московского шоссе. Который преодолевал минут за 30. И. В 70-е- 80-е годы вечером часов в 19-20 можно было за это время не встретить НИ ОДНОЙ МАШИНЫ в обоих направлениях. Сейчас по этому участку не бегаю. Сплошной поток машин днем и ночью. Нередки пробки…
                                Как люди одеты… Савецкие фильмы смотрите?.. Нередко режиссеры показывали толпу на городских улицах. Обратите внимание на одежду тогда и сравните с сейчас… Если гражданина в нынешнем турецко-китайском ширпотребе выпустить на улицы Москвы, Ленинграда 70-х- 80-х, прохожие стали бы оборачиваться и с завистью спрашивать: «Где достал?..»
                               Отдых… Кто-то с завистью вспоминает дешевые профсоюзные путевки… Да. Дешевы эти путевки были… Но… Мне ведущему конструктору КБ (и и.о.нач.сектора) условий лучше фанерного домика с удобствами во дворе не предлагалось… Сейчас у меня, простого российского фрилансера, есть возможность отдыхать в 4-5 звездных отелях Антальи, Шарм-Эль-Шейха и т.п. Знаете ли, весьма сильно отличаецца от фанерного домика… И соотечественников в этих отелях немерено… И среди них и военнослужащие, и врачи, и учителя, и инженеры… Ну, про офисный планктон и говорить не приходецца…
                               И для меня сравнение капитализма и социализма- это сравнение 5-звездного отеля с фанерным домиком с удобствами во дворе…
                                Ну, я еще многое могу перечислить… Спортивную обувь, в которой бегал тогда (ужас!!!) и в которой сейчас… И.т.д.
                                                                        *     *     *
                                Какие же претензии предъявляют Гайдару даже после его смерти. Материал Лужкова и Попова в «МК» имею ввиду, хотя особой новизны в нем не отмечаю.
                                По поводу Ю.М.Лужкова небольшое отступление… Это чьи родственники у нас в миллиардерах ходят, Гайдара что ли?.. Не, ну, я бы понял, если бы миллиардерша Батурина, вложив бабло в избирательную кампанию, сделала супруга мэром… Это нормально… Но. Это ведь мэр Лужков, используя «административный ресурс», сделал супругу миллиардершей… Как это делаицца нормальному человеку объяснять не надо… Вот в зомбоящыке показывали, питерская администрация недавно ёршики для унитазов по 1000р. за штуку закупила. При красной цене 50… И фсе до сих пор на свободе…
                                А в мэры Юрий Михайлович попал из савецких директоров овощебазы… Кто, как я был в савецкие годы инженером с савецкими овощебазами безусловно знаком… Помещение высотой метров десять доверху заставлено контейнерами с гнилой картошкой... Запах соответствующий… И савецкие инженеры, а  также эмэнэсы и завлабы из контейнеров выбирают вручную оставшуюся годной к реализации картошку. И иногда из контейнера объемом поболе кубометра ни одной живой картофелины не находилось… И с тех пор у нынешнего московского градоночальнега неприязнь к эмэнэсам и завлабам… А исчо через савецкие овощебазы проходили мандарины, апельсины, а также бананы и ананасы… К мандаринам и апельсинам тех же инженеров с эмэнэсами крайне редко но подпускали. А вот к бананам с ананасами никогда. Этот продукт распределяли лично овощебазные ночальнеги.
                О личном потреблении… За десятилетие 80-х покупал и ел бананы 3 (три) раза. Могу назвать адреса, где покупал… Выстояв многочасовые очереди… Про манго, киви, гуаву говорить не буду, савецкие граждане слов таких не знали… Ну, раз уж затронул… Такой продукт, как оливка (маслина) за первые 40 (сорок) лет жизни ел 1 (один) раз в количестве 1 (одна) штука в привокзальном ресторане Орла… О как…
                                                                         *     *     *
                                 Итак, что же вменяецца в вину Гайдару?
                                 ОБЕСЦЕНИВАНИЕ СБЕРЕЖЕНИЙ… Как я показал выше, печатанье денег началось с «ускорением научно-технического прогресса» в 1986 году. И денежная масса росла невероятными темпами. И деньги на сберкнижках к 91 году были УЖЕ ОБЕСЦЕНЕНЫ. Т.е., в стране не было товаров, которые можно было бы купить на имеющиеся деньги по прежним ценам. Напоминаю, «черный» курс доллара в середине 80-х- 4р., осенью 91-го до ноября- 35р., с ноября- 120р.
                                 Попов и Лужков пишут, надо было продавать землю… А что же вы тогдашние мэр с замом, мать вашу, не продавали?.. Желающие купить были. Закона, подзаконных актов не было?..  Но законы пишуцца долго, а ситуация осени 91-го была катастрофической. Я это помню. Помню, что реально не было еды… И чо?.. Надо было сказать, ребята погодьте с едой, мы щас закон напишем?.., пару-тройку лет его в … (как тогда парламент назывался?) потрем, а потом будем землю продавать. Да повымерли бы мы все.
                                 По Явлинскому надо было продавать мелкую собственность типа парикмахерских, грузовиков и т.п.  А у водителя КамАЗа деньги на его покупку были?.. А так или иначе, АТП  по Чубайсу акционировались… И потом. Явлинский считал, что надо приватизировать мелкую собственность, оставив пока государству крупную…
                                 Вот когда я в 72-м пришел на большой «ржавожелезоделательный» завод на практику слесарем, старшие товарищи-гегемоны рассказали мне стишок: «Гудит, как улей большой завод. А мне-то … ли. …сь он в рот.» Очень характерный стишок про социалистическую иканомику. Когда завод ничей, фсем фсё по …
                                  А нарисованный на стобаксовой купюре изобретатель молниеотвода больше двухсот лет назад сказал, как отрезал: «Мое лучше, чем наше». Добавлю свое изречение: «Его тоже лучше, чем наше». Патамушта, когда ЕГО, появляется хоть один человек (или группа лиц), которому не по … И проблема взаимоотношений бизнеса и государства- это проблема взимания справедливых налогов. Тоисть, ну, не может гос.манагер вести бизнес по определению. Интерес у него один- сп….ть… У наемного манагера в частной компании безусловно такой же интерес имеется, но это уже проблема владельца бизнеса, который решает ее политикой кнута и пряника.
                                 Опять же к цитате молниеотводоизобретателя… Законы иканомики устроены так, что вектор финансовых потоков всегда направлен от «худшего» к «лучшему». Т.е., любой иканамический субъект стремится к превращению «нашего» в «моё»… Это уж такое проявление энтропийности в иканомике.
                                 Вот годы так в 70-е строили в центрально-черноземной области одну из первых АЭС… А на АЭС применяется много-много труб из нержавеющей стали. Которые и дОроги, и были (хотя чего не было-то?) в «совке» дефицитны… И?.. Руководство АЭС взялось поодаль строить коттеджи… И из чего они делали заборы, догадайтесь с трех раз...
                                 А еще была поговорка: «Ты здесь хозяин, а не гость, тащи отсюда каждый гвоздь».
                                 Если бы крупная собственность не была бы приватизирована, она продолжала бы удавкой сидеть на шее бюджета. И образовавшийся в результате акционирования кафе, парикмахерских, грузовиков малый бизнес «волна народного гнева» смела бы на первых же выборах. Не смогли бы один-два миллиона мелких собственников организоваться в партию за короткий период. А вот олигархи смогли договориться и организовать победу Ельцина на выборах 96-го… При всех недостатках ельцинского правления альтернатива была бы куда хуже… По крайней мере для меня. Простого российского фрилансера. Но очень любящего «это сладкое слово свобода»…
                                 Итак. В течение и.о.премьерства Гайдара обесценивания сбережений как раз и НЕ ПРОИСХОДИЛО. Т.к., новые деньги не печатались. А продолжилось обесценивание после ухода Гайдара  раздачей кредитов на «пополнение оборотных средств».
                                И. В 95-м «дедушка» с чего-то принял закон о компенсации за эти «утраченные» сбережения… Ну, с чего понятно… Рейтинг у него был ниже плинтуса, он и шёл на популистские меры. А что значит «деньги сгорели»? В начале 90-х по счетам в Сбербанке давали 2-3% годовых.  Их что кому-нибудь не дали?.. Деньги-то потеряли свою покупательную способность в результате инфляции, а не потому что Сбербанк кому-то деньги с вклада не выдал.
                                А инфляция была, есть и будет… И?.. Правительство в 95-м приняло на себя обязательство компенсировать населению инфляционные потери. А сейчас процент по депозитам в Сбербанке как с официально признанной инфляцией соотносится?.. Сдается мне, что инфляция выше.  Значецца, на основании имевшего место прецедента можно подавать иски Сбербанку и правительству о компенсации сегодняшней инфляции?.. Разница между тем, что было в 90-е и что сейчас только в цифрах.
                               УНИЧТОЖЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ… Так. Количество населения, трудящегося на заводах по выпуску «ржавого железа» действительно сократилось многократно. Но. Сколько предприятий при савецкой власти в Ленинграде производило колбасу? Ленмясокомбинат (нынешний «Самсон») и позже присоединившийся к нему мясокомбинат на Парнасе. А щас?..
                               Продукт под названием пельмени не то «Русские», не то «Сибирские», слипшиеся,
в ужасных картонных коробках были дефицитом...
                               Про пиво уже писал. Что два сорта было. Нет, вру, был еще «Портер». Ну, и местные сорта: «Рижское», «Московское»,  «Ленинградское»…  «Портер» в свободной продаже за 37 лет жизни в «совке» ни разу не видел. Угощал родственник, работавший директором небольшого завода. Им в спецраспределителе выдавали. Сколько сейчас в продаже сортов пива?..           
                               Большой пивзавод был построен на севере Ленинграда- С.-Петербурга в 1991 году. Оснащен оборудованием, поставленным из социалистической еще Чехословакии. В 2006 был на этом заводе на экскурсии. Основные фонды обновлены почти полностью: оставлен один медный чешский бак (не придирайтесь к терминологии- я не пивовар) в качестве исторической реликвии…
                              И есть возможность сравнить этот завод 2006 года с Комбинатом Степана Разина, который посещал в 1990 (уверен, сейчас на Степане Разине фсё иначе, чем тогда…) Каким убожеством был этот комбинат в 90-м!
                              Сколько средств бытовой химии знали савецкие домохозяйки?.. Кроме хозяйственного мыла?.. А сейчас?.. И эта бытовая химия на нашей, между прочим, территории производится.
                              И что?.. Те, кто колбасу, пельмени, пиво, химию производят, они не промышленность? А если пищевая, химическая промышленность существует, значит говорить о смерти промышленности как-то неуместно. Да. Практически вся «новая» пищевка оснащена импортным оборудованием. Своего «ржавожелезоделательные» заводы не выпускали… Но сейчас уже выпускают. Т.е., машиностроительные заводы, нашедшие свою рыночную нишу возродились и эффективно работают. А чья продукция оказалась невостребованной, те и прекратили существование.
                               Ведь как савецкая «ржавожелезоделательная» промышленность работала? Госплан планировал заводу «А» выпустить N «ржавых железяк», а заводам «B», «C» и «D» эти железяки купить. На фантики, которые Госбанк давал B, C и D на покупку только их и только у А. А когда настал рынок, директора B, C и D сказали: «А деньги наши?.. А на фига нам тогда это дерьмо покупать?..
Мы альтернативные варианты поищем».
                               Мало того… Щас нередко в чистом поле строятся абсолютно новые предприятия машиностроительного профиля. При том, что старые многие поумирали… И это нормально… Конечно можно было бы использовать старые производственные корпуса, размещая в них новое оборудование…  Но, видимо,  экономически часто выгоднее строить новые коробки. Тем более, что многие старые производства располагались в центре города, где земле под ними можно найти более эффективное применение.
                              И мне скажут, что вот, как бы это сказать, некоторое оживление началось в 21-м веке. Совершенно верно… Но без реформ начала 90-х этого оживления бы не было. И еще раз замечу: раньше машиностроительные («ржавожелезоделательные») заводы выпускали запланированную Госпланом продукцию, кому и за каким …. нужную неизвестно. Сейчас частный инвестор строит  в чистом поле завод на свой страх и риск, рассчитывая, что продукция будет пользоваться спросом на рынке…
                               УНИЧТОЖЕНИЕ НАУКИ. Вспоминается мне цитата из М.М.Жванецкого, годов, наверное, 80-х (не дословно): «Нас здесь (в НИИ, КБ…) посадили, чтобы мы на улице не хулиганили…» Т.е., самое большое количество научных сотрудников (а также врачей) на душу населения являлось СКРЫТОЙ ФОРМОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ. И вот сейчас довелось прочитать, что к концу 80-х в СССР был накоплен потенциал для невиданного научно-технического рывка, а нехорошие Горбачев, Ельцин, Гайдар и т.д. фсё развалили… Сказки фсё это… И бред…  Во второй половине 80-х- начале 90-х по различным академическим и отраслевым НИИ поездил я немало… Ни х.. они там не накопили…
                                И исчо… До Горбачева мы не знали слова «компьютер», а знали ЭВМ… Тоже компьютер, только высотой в несколько этажей… В 85-м с приходом Горбачева академик Велихов & Co стали выпрыгивать из штанов и пИсать кипятком по поводу нашего компьютерного отставания. И, мол, нужно «внедрять» в нашу жизнь компьютеры и дать населению вторую грамотность- компьютерную…
                                А Джобс с Возняком персональный компьютер в начале 70-х изобрели. И в американских фильмах компьютеры в полицейских участках появились уже в конце 70-х… У нас же старлей Волков (артист М.Трухин) задумчиво одним пальцем стал тыкать клавиатуру году в 97-м…
                                Государство савецкое лет 5 покричало про компьютеризацию и без результата… А в конце 80-х предприниматель Тарасов и другие стали вывозить за бугор фсякую фигню типа металлолома, а завозить те самые компьютеры. И стали компьютеры появляться сначала в единичных количествах в офисах возникших ЧАСТНЫХ предприятий, потом в домах отдельных граждан… Я купил себе и детям первый 486-й компьютер (ZX Spectrum и прочую фигню не рассматриваем…) в 94-м… И ЧАСТНЫЙ бизнес успешно решил проблему, которую не в силах было решить государство: страна компьютеризирована, на пользовательском уровне компьютерно грамотна значительная часть населения…
                               Гайдар прекратил финансирование науки?.. Отнюдь… Раньше оно прекратилось…  Ну, тоисть, в начале 91-го уже ни фига не финансировалось. Как человек, работавший в 90-92г.г. в научно-техническом кооперативе, ориентированном на изготовление изделий по разработкам отечественных НИИ ответственно об этом заявляю… И с чего Гайдару было науку финансировать?.. Где деньги, Зин?..
За год премьерства Гайдара решалась задача не дать умереть с голоду основной массе населения и той части промышленности, которая имела возможность производить пользующуюся спросом продукцию…
                                А вот сейчас, когда деньги у правительства появились, появилась и возможность осторожно (патамушта сп….ть деньги, выделяемые на науку, как два пальца…) финансировать науку.
                                А что многие ученые уехали?.. Так и правильно сделали… Уехали те, кто что-то мог, на чьи мозги и разработки имелся платежеспособный спрос. Пусть даже там, а не здесь… А многие, кто не уехал, позанимавшись челночным и прочими видами бизнеса, адаптировались  к новой иканомике.
                                 И вот как государственно финансировать науку я лично не знаю. Государственным  финансированием называецца процесс, имеющий целью сп….ть максимальное количество государственных финансов. И эту цель имеют ввиду, как дающие, так и берущие…  Как фсякий трезвомыслящий человек могу предложить массу вариантов, как преобразовать «наши» деньги в «мои». Но как решить задачу, чтобы бюджетные деньги не п….ли не знаю… Еще Н.В.Гоголя можно вспомнить (цитата по памяти, не дословная): «На Руси приставить к делу контролера значит иметь двух воров вместо одного…»
                                УНИЧТОЖЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА. Вапще-то сельское хозяйство было уничтожено годах этак в 1929-1931. Коллективизацией. И уничтожением наиболее трудоспособной части крестьянства- кулаков.
                                 В центрально-черноземную деревню меня возили с раннего детства. Память зафиксировала эту деревню лет с десяти (1964г.). И вот на что я обратил внимание. Вроде бы считалось, что деревенские дети, растущие на природе и натуральных продуктах должны быть здоровее и крепче меня, дитя каменного колодца на Фонтанке. Отнюдь. Я, физически средний городской ребенок был крупнее и сильнее деревенских сверстников. Позже узнал термин «отрицательная селекция»…
                                 Посещал ту же деревню в начале 90-х. «Курочку Рябу» Кончаловского смотрели?..  Тот же срез общества… Кто-то вкалывает, взяв в аренду колхозные земли, кто-то пьет…
                                 Фермерство у нас массово не проканало. Во-первых, упомянутая отрицательная селекция… Во-вторых, появившиеся фермеры оказались одни против бандитов, односельчан, да и государства…
                                 Пошли мы по пути агрохолдингов. И вот есть такая статистика по Ленинградской области, что: поголовье-то коров сократилось. Но. Удойность-то возросла. По лету 2008 года 18л в день от коровы. При коммунистах не дотягивали и до десяти…
                                 И вот как-то так пусть в рамках агрохолдингов (латифундий) сельское-то хозяйство постепенно наращивает объемы. И те же коровы при коммунистах были одной мясо-молочной породы, а сейчас делятся на мясных и молочных…
                                 ВЫМИРАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ГОЛОДА. Вот Лужков с Поповым написали, что в феврале 1992 года где-то под Москвой умерли от голода 36 человек и Гайдару об этом сообщали…
                                 В феврале 92-го Гайдар у власти 2-3 месяца. Жрать было нечего уже осенью 91-го. В страну только-только начали идти товарные кредиты. Да. Их Запад давал под фигуру Гайдара… Что там Черчилль про Гитлера, Сталина и дьявола?.. Я про то же… Под то, чтобы накормить страну можно было премьером и дьявола поставить…
                                 Тоисть где-то в феврале 92-го умерли 36 человек… А сколько умерло бы не начни Гайдар реформы?.. Да, можно про ценность каждой жизни…
                                 Это как любят поминать «слезинку младенца» писателя, п….вшего деньги у беременной жены и спускавшего их в казино. Тоисть вот о «земшарном», гипотетическом младенце он, типа, страдает, а на своего, в чреве жены сидящего … положил…
                                  В начале 92-го командой Гайдара в аварийном режиме проводилась спасательная операция- не дать стране умереть от голоду… Ну, блин, у Попова с Лужковым на Пешков-стрит еда, наверное, была, а в магазинах-то не было… Вон, Угольников в «Оба-на» похороны еды показывал… Когда военно-полевой хирург решает, отхреначить ли ногу, либо раненый помрет, он вопросами морали, полагаю, не сильно озадачивается. И из двух раненых оперирует того, кого есть шанс спасти… Ну, так давайте иметь ввиду, что конец 91-го был чреват массовым голодом и гражданской войной.  Вот помню я это реально!.. «Патамушта поротая ж..а…»
                                  И вот. Допускаю, что в 92-м кто-то действительно умер от голода. Но могло бы и больше  умереть. А то, что сейчас подавляющее большинство населения живет лучше, чем в «совке»- заслуга реформ начала 90-х…
                                  И еще по поводу 36 смертей. Вот Лужков памятник полководцу поставил. Которого во время войны «сжигателем дивизий» называли… Ну, кто слегка с военным делом знаком, нормы потерь в наступательном бою 3:1, оборонительном 1:3 знает… Наш же «великий полководец» эти нормы военной науки опровергал, неся несоизмеримо бОльшие потери в любом бою…
                             И. Зачем под Берлином было миллион бойцов класть?.. И гнать пехоту по минным полям?.. Штоб раньше союзников Берлин взять?.. То и Эйзенхауэр в мемуарах отметил (имея ввиду «великого полководца»), и в зомбоящыке старый генерал-майор, который старлеем шел на Берлин, и вся его рота легла на минных полях…
                             Ну, и исчо… Дед у меня утонул… В Днепре… В 1943-м… Типа, без вести пропал… И бабка ни фига за него никаких пенсий не получала… А раз в числе мертвых нет, значит, без вести… Только Ельцин, кстати, признал «без вести пропавших» погибшими… Только бабка уже умерла…
                             И вот. За каким …м было брать Киев к 7 Ноября?.. Подготовиться получше не могли?  А если учесть, что через месяц-другой Днепр бы замерз… Тогда бы не вплавь, а по льду… А это уже совсем другие потери…                                     
                             Вотнах, прежде, чем Гайдару 36 смертей под Москвой вменять… Иканамисты, блин… Термин «временной лаг» слышали?.. Сегодня, в начале 21-го века, несмотря на кризез-…зез мы, как сыры в водке катаемся, благодаря реформам начала 90-х… А в 92-м помирали, благодаря предыдущим 75 «совковым» годам… Ну, что Михалсергеич добавил, базара нет… Но. Хотел-то как лучше… А получилось по Викторстепанычу…
                                                                        *    *    *
                             РЕЗЮМИРУЯ.
                             1. Мы живем в другой стране. Во многом благодаря Гайдару. И вот лично мне, не олигарху, не бизнесмену, а простому фрилансеру, т.е., человеку зарабатывающему свой хлеб в поте  лица своего жить сегодня несоизмеримо комфортнее, чем в «совке». Т.е, вот у западных психологов есть такой термин аналог щастья- subjective well being (SWB, субъективное благополучие). И этот SWB у меня гораздо выше, чем при савецкой власти. Я щастлив, что довелось жить вторую половину жизни по «волчьим законам капитализма»!
                              Проблема есть- где взять денег? Но она решаема… В отличие от ситуации, когда фантики с портретами дедушки Ленина есть, но где взять фсё остальное?..
                              2. И. Следует признать, что спасательная операция начала 90-х… А это была именно спасательная операция… Была проведена успешно… За что Егору Тимуровичу огромное спасибо и вечная память.
                              3. И. На вопрос: «А можно ли было по другому и лучше?..» Лучше можно. Такого масштаба операция превращения военизированной иканомики в нормальную проводилась впервые в мировой истории. Но вектор движения иным быть мог вряд ли.                            2010г.
То же самое на украинском языке:http://articles.webfermerstvo.org.ua/suspilstvo/istorija/vox-minoritis-pamjati-gajdara.html  

Другие статьи по истории

25 комментариев:

  1. "1 марта 1991 года состоялась «павловская» (по имени премьера будущего гэкачеписта) реформа цен..." - 1 апреля :-)))
    Нет не спасали они страну, а искусствено подвели к состоянию "3,14здец" для того чтоб потом "героически" спасти...

    ОтветитьУдалить
  2. "SWB у меня гораздо выше, чем при савецкой власти"
    - и это главное. И не важно сколько трупов лежат на вашем счастье. В этом вы полностью в резонансе со своим "спасителем" - главное хорошо вам. А если статистика говорит другое (например, что таких "счастливчиков" меньшинство (несмотря на постоянный промыв мозгов в вашем духе), что сейчас заказчик ещё меньше способен написать т.з., а заводов способных что-то сделать вообщее почти не осталось, что ваш гулаг почти в два раза больше "совкового") - тем хуже для неё. Всё равно в этом виноват "совок" и "отрицательная селекция" (тут с вами не поспоришь - ну очень вы ярко демонстрируете её на своём примере (может партийная школа помогла?), подумайте, может такие же "партийцы - пофигисты" своего времени и брали киев к 7 ноября - им тоже в результате становилась лучше (хотя, в отличии от вас были и другие достижения, для всех)). Но это лирика.
    Важно что лучше вам (самое смешное, что скорее всего, учитывая демонстрацию ну просто глубочайшего проникновения вами в суть "жизни и времени"), сильно субъективно. А главное - всё это очень не надолго - то что вы с гайдаром посеяли начинает уже потихоньку подъедать самих "сеятелей".
    Бог не фраер - всё будет - и именно с вами.
    P.S. "что в феврале 1992 года где-то под Москвой умерли от голода 36 человек и Гайдару об этом сообщали" - а вам не сообщили, что вашими молитвами - это теперь в России это происходит постоянно и по сию пору - (хотя в латифундиязх надои и выросли)… И импорт продуктов питания почти половина ассортимента. И структура смертности почти феодальная, при продолжительности жизни меньше чем на Кубе, (и СССР, вместе с его "азией"). Но это понятно фигня или враньё. Ветить надо вам, видимо потому, что вам "SWB хорошо".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "SWB хорошо" тем кому достаточно, а кто меры не знает, тот нигда счастливым не будет

      Удалить
  3. брехливые записки картавого. Объясни утырок, как на ГОСУДАРСТВЕННОЙ шахте, ни с того ни с сего директора могли поднять ЗП с нескольких сот, до пары десятков тысяч? гайдар мудак, вместе с остальными предателями.
    Да, ТОГДА была КОЛБАСА, а сейчас ГМО СОЯ,, или просто ГМО. Тогда было масло, а сейчас спрэды из нефти.

    ОтветитьУдалить
  4. Стародубов Вячеслав Константинович29 ноября 2012 г. в 09:21

    .
    1. Я бы вернул ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ людям

    по формуле -

    "КАЖДОМУ РАВНУЮ ДОЛЮ

    В КАЖДОМ ПРИРОДНОМ РЕСУРСЕ" !!! ©.

    2. Вернул бы весь бывший СОВЕТСКИЙ

    имущественный комплекс (предприятия, жилищный фонд.

    инфраструктуру) людям.

    С равной доле каждому.

    3. Открыл бы личный счёт на каждого,

    куда бы поступали деньги

    от реализации природных ресурсов

    и от приватизации объектов имущественного комплекса.

    Всем поровну.

    4. Граждане должны были организовать структуру

    по управлению природными ресурсами и

    структуру по управлению имущественным комплексом.

    5. Далее - по Гайдару.

    .

    ОтветитьУдалить
  5. я УДИВДЯЮСЬ: КАК МНОГИЕ НЕ МОГУТ ДО СИХ ПОР ПОНЯТЬ, ЧТО ГАЙДАР ТОЛЬКО НАПАКОСТИЛ, РАЗРУШИЛ ВСЁ ЧТО МОГ, ПОМЕШАЛ РАЗВИТИЮ В РОССИИ КАПИТАЛИЗМА, СОЗДАЛ БАЗУ ДЛЯ СЕГОДНЯШНЕГО ГИБРИДА ФЕОДАЛИЗМА С РАБОВЛАДЕНИЕМ

    ОтветитьУдалить
  6. Всему, что описал автор, был свидетелем. На своём, пенсионерско-фриланстерском уровне. Подтверждаю – было именно так!
    И именно так всё - у меня на глазах происходящее - воспринимал тогда, и оцениваю сегодня.
    Знаю – нельзя так про «народ», тем более – свой, но ведь раздражает, иногда просто бесит непробиваемая тупость огромного, да что там - ПОДАВЛЯЮЩЕГО его большинства. Когда, вторя на манер попугая, нынешнему ТВ-агитпропу, гундят про лихие 90-е, про «Эльцына», про госдеп, «вашингтонский обком»…

    В основном это, конечно, – да, но ведь отнюдь не только - самые малограмотные, недо- так сказать - образованные. Тут, как ни странно, немало с верхним - и даже ещё выше – образованием…

    Послушаешь, почитаешь – так просто уши вянут…
    Вернее - душа гаснет.
    Потому что никого не переубедишь, никому, ни за что, никак - не докажешь… Лучше и не пытаться.

    И полное отсутствие перспективы просветления сознания у этой косной массы сегодня и завтра.
    Пока будет осуществляться нынешняя, уже не по Уварову, национальная триада – ОХМУРЕНИЕ - ОХРАНЕНИЕ – УСМИРЕНИЕ.

    Ежедневно по каналу «Культура» вспоминают, рассказывают о ком-либо из невинно убиенных, замученных, затравленных, о моих согражданах, о людях выдающегося ума – учёных, изобретателях, инженерах, деятелях искусства, да и просто нестандартных личностях. Которые могли бы стать гордостью любой нации, любой страны. Кроме, выходит что, нашей. У нас им была уготована участь страстотерпцев.
    Многое ли изменилось?
    Отрицательная селекция – это эвфемизм. В действительности речь идёт скорее о деградации, чего уж там…

    ОтветитьУдалить
  7. Добрый день! Уважаемый автор, спасибо Вам за эссе-"Памяти Гайдара".
    Да, действительно, мы сейчас живем совсем в иной, новой России. И даже то, что возможно свободно высказать свое мнение- это тоже демократия-свобода, но не вседозволенность, которые некоторые еще путают.Егор Тимурович вместе с Борисом Николаевичем,фактически спасли Россию, главное ее народ. К сожалению, "Нет пророков в своем Отечестве"- так повелось на Руси...
    Читая Ваш текст, трудноватый для меня,я не могла оторваться и, можно сказать,"пропустила" все через себя. Да, все так и было, только надо в этом честно признаться. Железный занавес вождя откинул страну назад- надолго... это уже все в прошлом. сейчас надо не заниматься бессмысленными спорами, а созидать, не повторять ошибок прошлого и возродить в себе патриотизм и любовь к своей России.

    ОтветитьУдалить
  8. Гайдар не заслуживает доброго слова, как и все его соратники - коммунисты-вырожденцы. Примитивные организмы, поскольку такие понятия как честь и совесть - для них пустой звук.

    ОтветитьУдалить
  9. Ельцин и его команда под руководством Гайдара спасли Россию.
    Большинство этого не понимает, поскольку большинство просто не способно мыслить...

    ОтветитьУдалить
  10. Был членом комиссии на выборах, ходил по квартирам с урной, насмотрелся на тех, кто ненавидит Гайдара и 146% голосует за Путена. Качество их мозгов (хотя, есть ли они?!) ужаснуло. Пример: приходим к инвалиду, в квартире живут еще семья (сын с женой) и дочь, все моложе 40-ка. Срачь ужасный, пьяные в жопу, инвалид, судя по всему, под себя ходит. Что таким можно доказать... Все стопудово за Путена, галки в открытую ставят. А еще больше ужаснуло количество таких! Даже в Москве % 50...
    А автору - респект, все так и было...
    Результат работы Путена скоро увидим, временной лаг заканчивается, и будет, боюсь не 36 умерших...

    ОтветитьУдалить
  11. Витёк, просто , доходчиво и талантливо. Очень завидую, всё что написано в статье прошло через меня, жалко не могу так убедительно изложить. Все десять коментов доказывают, что Витёк попал прямо туда куда стрелял. Прогнившему совку всё время задаю в лоб: давай сходим в супермаркет и попробуем перейти улицу!!! Назови фамилии кто в этом виноват!!! Мои Ельцин, Гайдар, Чубайс!!! И знаешь Витёк, оне других фамилий не называют!!! Спасибо, пиши исчё, вот бы в этой статье было написано, что ссср-кпсс пропал по Марксу, поскольку по Марксу был дурью!

    ОтветитьУдалить
  12. Замечательный анализ, Виктор! Согласен на 100%!!!

    ОтветитьУдалить
  13. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  14. Согласен во всем, не смотря на мое шахтерско-пенсионное соц. положение!

    ОтветитьУдалить
  15. спасибо автору за прекрасное изложение,все так и было.просто и доходчиво.

    ОтветитьУдалить
  16. Автор все правильно написал. Наше поколение этому свидетели. Только все упреки и стремления сведены исключительно к материальному. А как же пословица: не хлебом единым жив человек. Без социализма мы лишились того, чего нет и не будет при капитализме. Конечно, социалистический строй был своего рода экспериментом, а управляли им люди безграмотные, "от сохи", "кухарки", без высшего образования, которое подразумевает наличие интеллекта. Им было трудно и они много "наломали дров". Но мудрость состояла бы в том, чтобы сохранить лучшее от социализма и добавить лучшее от капитализма, а не поворачивать массы народа то в одну, то в другую сторону, так как среди людей есть предприимчивые, кому хорошо живется при рыночной экономике, и те, кто может жить только при плановой. Сейчас появилась неуверенность в завтрашнем дне в виде сокращений на работе, увеличение преступности и другие "прелести" скрытого "закона джунглей", где выживает только сильнейший.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы в 91-м вступили на дорогу, по которой цивилизованные страны шли веками. И пришли к тому, что называется социальным государством. Не социалистическим, а социальным. У меня есть статья "Социализм или социальное государство".

      Удалить
  17. Убрать полностью импорт и окажется что по сравнению с 91 всё стало только хуже, и где достижения капитализма на русской земле?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А зачем удалять импорт?
      Вы полагаете жители княжества Лихтенштейн с самым высоким подушевым доходом на душу населения пьют только лихтенштейнское пиво, едят только "ихнюю" колбасу и трахаются только "ихними" гондонами? Отнюдь не так...

      Удалить
  18. А это есть показатель развития собственных производительных сил, способности самостоятельно себя обеспечивать. Вот вы пишите, что стало намного лучше (возможно, вот только не для всех), но и это не из-за повышения производительных сил в условиях капитализма, а из-за интеграции в мировую экономику, притом на правах сырьевой полуколонии. Попытка же поменять эту ситуация будет означать новый дефицит. Так в чём же тогда преимущество капитализма перед социализмом? И при социализме были проблемы с товарами народного потребления и при капитализме они тут же встанут в полный рост, стоит только развитым странам этого захотеть. Никакого значительного роста производительных сил не произошло, быть может даже наоборот

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Во-первых, наличие хоть какого-то частного бизнеса уже не даст скатиться в тот дефицит.
      Напомню- первыми страну кормить и одевать начали челноки.
      И. СССР тратил нефтебабло на оружие, а Ельцин стал на еду.
      По-моему, второе полезнее...

      Удалить
  19. Есть иное мнение - что к концу 80-х, советская партноменклатура и кгб, сознательно довели до полного пиздеца плановую экономику, чтобы поделить между собой жирные куски советской собственности,( Григорьянц пишет, например) и легализовать полученный подпольными цеховиками капитал. Ну и затем установить свою авторитарную власть, в уже более новых, комфортных для них условиях, пожизненно.
    Вот основной смысл , ваучерной приватизации и "рыночных" гайдаровских реформ.
    Если же изучить то, что пишет, например, Илларионов, то нему тоже выходит, что собственно либералом и рыночником , Гайдар вовсе не был, он наоборот, судя по его шагам, был сторонником гос. регулирования, и помимо этого, привел к уничтожению как дем. движения так и либерализма как идеи.
    В других постсоветских странах, приватизация делалась несколько по иному, это привело к возникновению в них массового мелкого и среднего собственника - основы буржуазной демократии .

    ОтветитьУдалить
  20. 1. О плановой экономике:
    http://razdolbaeff.blogspot.ru/2013/09/blog-post.html
    http://v-razdolbaeff.blogspot.ru/2013/12/blog-post_7.html
    2. Партноменклатура и КГБ с одной стороны, цеховики с другой. Вряд ли первым в результате приватизации достались крупные куски собственности. Захват оной гэбистами произошел уже в нулевые.
    Цеховики же при появлении рынка, безусловно, преуспели, ибо были предпринимателями по духу.
    Олигархами же девяностых стали люди, не относившиеся ни к номенклатуре, ни к цеховикам. Ознакомьтесь с трудовыми путями Березовского, Гусинского, Ходорковского, Абрамовича.
    3. Илларионов пишет то, что сильно отличается от того, что писал тот же Илларионов в девяностые.
    4. Еще раз прочитайте статью: Гайдар отпустил цены, Гайдар отказывался печатать новые деньги, Гайдар разрешил свободную торговлю, при Гайдаре люди массово начинали заниматься малым бизнесом.

    ОтветитьУдалить
  21. Как Вы всё хорошо прорезюмировали про 90-ые! Пишу вот мой собственный пост про них, и у меня точно такие же пунеты получаются.
    PS Это anna-sollanna из жж (не нашла в жж ссылку на этот именно пост и решила прокомментировать тут)

    ОтветитьУдалить