понедельник, 21 января 2013 г.

Как я артериальное давление мерил



      Так уж получилось, что немалую часть прожитой жизни я считал себя гипотоником, а вероятно им был на самом деле. Узнал я об этом я где-то в середине восьмидесятых, поскольку с 1982 по 1990 каждый год в начале лета проходил медкомиссию в диспансере на улице Типанова по причине нередких посещений мною атомных электростанций.
    Запомнилось, что три года подряд осмотр начинался измерением давления. И после выпитого мною дома крепкого чая, о котором ниже, и затраченного на дорогу часа (автобус до Пушкина, потом электричка до станции Проспект Славы) результат оказывался 105/70. И тетя доктор говорила, что давление немножко пониженное.
     Вполне возможно, гипотония была благоприобретенной, вследствие многолетних занятий спортом. Собственно, спортивная тренировка основана на теории адаптации к стрессу Ганса Селье, и, если тренировка протекает при повышенных параметрах, таких как частота пульса и давление, то в состоянии покоя, согласно теории, организм стремится к снижению этих параметров.
     А пульс я и сам с молодых лет себе замерял. И сейчас у меня такая хрень есть, которая на грудь вешается, а на часы показания выдает. На тренировках иногда одеваю. Ну, так вот, сейчас, когда я, сидя на стуле, клавиши щелкаю, пульс у меня где-то 55-60. Утром, не вставая с постели, может быть сорок.
      Помнится еще, мне в конце восьмидесятых в заводской поликлинике ЭКГ делали… Было у врачей из этой поликлиники еще и такое развлечение, как лиц, выезжающих в загранкомандировки через медкомиссию пропускать. Там у меня и анализы на СПИД при возвращении брали, и, как-то раз ЭКГ сделали. И тетя экг-доктор мне в карту много-много всякой хрени понаписала, а врачи, сами знаете, каким почерком пишут, я тогда так не умел, это сейчас после почти двадцати лет компьютерного юзерства научился. Я, естественно, поинтересовался, чего она там мне пишет. Ну, она и говорит: Спортом занимались? Синусоидальная брадикардия…
      Да, ну, так про возможные причины гипотонии… Во-первых, занятия спортом. 
      Во-вторых. Тридцать пять лет назад, аккурат пятнадцатого сентября, у меня сын родился. Он сейчас на экскурсии в Дании, сегодня созванивались, вокруг замка Эльсинор бродил. Но тень отца Гамлета не видел. У него теперь традиция день рождения за пределами России отмечать. 
      Вот. А когда он родился, я только-только должен был приступить к работе в КБ после окончания института, а жене еще два курса надо было доучиваться.
      Ну, и ночные бдения мы честно пополам делили. Хотя, безусловно, огромная благодарность за поддержку в этом деле покойной теще. И по причине отсутствия в савецкой стране кофе в любом виде, я приучился по утрам хлестать крепкий чай. Который в те годы в продаже был преимущественно грузинский. Мне вот в местах заключения бывать как-то не довелось, но, не исключаю, то, что я пью можно назвать словом «чифирь». И мои домашние, и коллеги по работе, в те давние годы, когда я на работу ходил, говорили, что пить это абсолютно невозможно.
     А когда в стране случилась горбачевская перестройка… Первые годы вроде все было нормально, даже какой-то оживляж пошел. А вот первый раз какие-то товары, сейчас не помню, какие именно, из продажи пропали накануне девятнадцатой партконференции в мае или июне (гуглите сами, мне лень) 1988 года. Но чай тогда не пропал. А пропал он, вместе с мылом, сахаром и спичками весной восемьдесят девятого…
     И вот тогда я почувствовал все прелести гипотонии и кофеиновой зависимости. Плющило не по-децки… Голова трещала… От того, что на нее снаружи давило. Мне сейчас не вспомнить, вводились ли тогда талоны, а в Ленинграде талоны появились именно в восемьдесят девятом, на чай. Но, помнится, жена и теща занялись сбором излишков чая в мою пользу со всех знакомых.
     Ну, потом как-то устаканилось, чай был всегда, проблем никаких вроде не было.
     А где-то, как-то, когда-то я прочитал, ну, и отложилось, что тот, кто в молодости был гипотоником, в старости может превратиться в гипертоника…
     Потом я после семнадцати лет перерыва начал снова в легкоатлетических пробегах участвовать . Вспомнилось, первый раз в 2006-м на пробеге Тазаева перед стартом давление мерили, и у меня вроде 135/80 было. А на следующий год я из дома к спорткомплексу, где опять же перед пробегом Тазаева давление мерили, я бегом побежал, сразу разминку начал. Прибежал, а мне, бах, говорят, 170 на скока-то там, нельзя, говорят на старт выходить… Хорошо, народу еще немного было, ща, говорю, я у вас тут минутку на стульчике отдохну и нарисую, скока надо. Вытянул я ноги, сделал несколько глубоких вдохов-выдохов, смерили- 135/… Ну, и все в порядке…
     А вот летом сего года где-то в июле чего-то у меня башка разболелась. Причем, крепкозаваренный чай с утра я пил, недостатка кофеина не должно быть. И башка болит не так, как при гипотонии. При гипотонии плющит, т.е. , как обручами снаружи стискивает.
А в этот раз не плющит, а колбасит…
      Так. Ну, если кто не знает, есть у писателя Валентина Катаева такая сказка «Цветик-семицветик»… Что?.. Не знаете писателя Валентина Катаева?..
     Ну, он еще книжку такую, «Белеет парус одинокий» написал. И кино по книжке было в очень таком символичном 1937 году снято. Ну, так, чего-то вспомнилось… Там у главного героя, мальчика Пети (ну, вроде, как сам Катаев) есть младший брат Павлик и друг Гаврик. А у Гаврика дедушка рыбачит, а выловленную рыбу на рынок торговцам сдает… Да… Дело происходит где-то в районе 1905 года, года первой русской революции, как ее называют в учебниках истории. Вот. И сдал дедушка как-то рыбу торговке, а она ему жутко мало денег заплатила, всего пять копеек… Так он с тех пяти копеек в жопу пьяный напился, а еще внуку бубликов прикупил…
     Да, ну, так еще про младшего брата Павлика. По фильму такой милый мальчик, с годами превратился в писателя Евгения Петрова, ну, который вместе с Ильей Ильфом… В общем, во взрослые годы обожаемому савецкой властью старшему брату, младший все же некоторые неудобства доставлял…
     И так вот про сказку «Цветик- семицветик».Там у девочки Жени каким-то образом нарисовался цветок с семью лепестками, и, когда лепесток оторвешь и мантру над ним «Лети, лети лепесток…» произнесешь, то желание исполняется. Ну, девочка первый раз загадала: пусть меня поколбасит. Во второй: пусть поплющит… Потом опять поколбасит… Ну, и т.д., пока один лепесток не остался. И глядит Женя, а рядом с ней на скамеечке мальчик инвалид сидит. И стыдно так ей стало, что это я все себе, да себе. Загадала она тогда желание на последний лепесток: пусть мальчика тоже поколбасит…
     Отвлекся чего-то… Это я ко тому, что стала у меня башка болеть, но при этом не плющило, а именно колбасило. И нервозность какая-то во во всех органах. То ли матом выругаться, то ли в глазик кому дать хоцца… Я в зеркало-то глянул, блин, а у меня белки глаз вроде как покрасневши… И вспомнилось, что гипотоники могут гипертониками становиться…
     И от этой мысли колбасить начинает еще больше. Перед глазами встают мрачные картины: гипертонический криз, скорая помощь, инсульт, я обездвиженный, писающий и какающий под себя… Нет уж, лучше гроб, гражданская панихида, только без завывающих над телом бородатых мозгофакеров в рясах, холмик на кладбище…
     По уму надо просто смерить давление, причем прибор для измерений, такой, с табло, дома давно имеется, супруга регулярно себе измеряет, предлагает мне ,на что я столь же регулярно отвечаю, отстаньте от меня с ваших глупостей…
      Номер раз, я им не умею пользоваться, как-то не удосужился, жене, когда просит грушу резиновую понажимать, нажимаю, а больше ничего не знаю… Номер два, я вообще не представляю, где он у нее лежит, а если буду сам по шкафам в ее комнате шариться неизбежно нарвусь на вопрос, чего мне там надо…
     А жену попросить измерить… Ну, да… А если у меня чего-нибудь типа 200/… Это вокруг моего тела начнется исполнение ритуальных танцев народов мира с незамедлительным требованием обратиться к врачу, а то и вызвать скорую помощь…
     Некоторое повышение давления вызовут и сами танцы, а от одного только вида людей в белых халатах… Сразу перед глазами встают образы Риммы Марковой из «Покровских ворот» («Резать к чертовой матери…) и хор хирургов из оперы «Повесть о настоящем человеке» («Отрежем, отрежем Мересьеву ноги…»)… А когда голова болит, они, наверное голову отрезают, а?..
      Ну, в общем, если я людей в белых халатах увижу, то у меня мгновенно откажут все жизненно важные органы. И… «Если смерти, то мгновенной…»
      И вот, куда не кинь, всюду клин… Башка болит, лежание на диване с глубокими вдохами-выдохами и произнесением мантр из читаной мной лет тридцать назад книжки «Подготовка воина-спортсмена», типа, «Мои руки теплые и спокойные…», ну, и т.д. никакого эффекта не дает.
      Жидкости в котле под крышкой вскипают, грозя сорвать крышу…
      И я решаюсь обратиться к жене с просьбой измерить мне давление. И при минимальном количестве вопросов она мне его меряет и произносит: 149 на скока-то там, уже и не помню…
      И… Сто сорок девять у нее и у самой бывает, и скорую она по этому поводу не вызывает.
     И. Мгновенно перестает болеть голова, жидкости под крышкой перестают кипеть, меня перестает колбасить…
      Через минут десять супруга сама предлагает измерить давление еще раз.
      И. 135/80.
      О как… Само прошло... Как всегда…

      Другие статьи о спорте и здоровье

2 комментария:

  1. А я вот с помощью тонометра мерил давление Главная страница Очень легко и просто) Так что советую с статьёй ознакомиться)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я его вообще не меряю. Давление повышается от самого процесса измерений и вида людей в белых халатах. Так лучше жить без них...

      Удалить