понедельник, 9 января 2017 г.

О свиньях и пирамиде Маслоу



          «А это к чему?.. Да просто хочется, чтобы жизнь была достойной. Как в княжестве Лихтенштейн, скажем, или герцогстве Люксембург. Чтобы много, вкусно и разнообразно». 

           «Чтобы много, вкусно и разнообразно".
Это что - предел мечтаний?
И чем он отличается от мечтаний, извините, свиньи?»
(Ефим Андурский, из комментария к той же статье)

           «Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет. Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».
(Абрахам Маслоу)

          «Много, вкусно и разнообразно».  Такое впечатление, что многие люди просто не знают о существовании верхних уровней уровней пирамиды Маслоу. То есть пишешь эту фразу, представляют себе горы еды. Недоедают что ли?.. Сравнение со свиньями, когда говоришь о своём стремлении к хорошей достойной жизни, не только у Андурского, уважаемого человека, правозащитника, видимо, сторонника «Яблока».
           Многие, услышав, что человеку свойственно стремиться к хорошей жизни, а уж Эпикур прямо и конкретно,
тут же приводят сравнение с этими всеядными животными. То есть, по их мнению, оным присуще наличие вкуса… ну, раз они хотят вкусно… а также стремление к разнообразию получаемых удовольствий.
          Я не большой специалист в животноводстве. Свиней, чаще в единственном экземпляре, доводилось видеть в деревне Орловской области, где жили и живут родственники отца. Ещё когда-то давно на ВДНХ.
          Последний раз был в той деревне в 1993 году. Вот на этом фото тётка, сестра отца, моя дочь и тёткин поросёнок, которого кормят. В миске порубленная зелень с огорода, в другой, из которой порося уже жрёт, что-то типа порубленной картошки с того же огорода.
          Насколько помню, разнообразием свинский рацион не отличался, с мнением поросёнка насчёт вкусовых ощущений при употреблении пищи не знаком. Мало интересовался питанием в каких-то других семьях помимо собственной, моё же питание на протяжении жизни шло по пути всё большего разнообразия.
          То есть, питание в родительской семье жены, где мне довелось пожить, было более разнообразным, чем в семье моих родителей, когда стали жить отдельно, это разнообразие возросло, в девяностые появились продукты ранее дефицитные или вовсе неведомые, в начале девяностых по причине низкого курса национальной валюты деньжат было маловато, но постепенно…
           Рос я в семье инженера и бухгалтера (правда, мать какое-то время работала в мастерских Кировского театра), не голодал, детство пришлось на конец пятидесятых- начало шестидесятых, но разнообразным питание не было. В магазинах разная еда, включая крабовое мясо, чёрную и красную икру, тогда продавалась, да деньжат родителям не хватало.
          Если примериться к пирамиде Маслоу, получается, что базовый уровень, с одной стороны, был удовлетворён, с другой- основание пирамиды явно было узковатым. Могло бы и поширше…
          С годами: шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые… с прилавков магазинов еда исчезала, но появлялась в холодильниках. Хотя особым разнообразием также не отличалась. Те же апельсины, мандарины и яблоки (круглогодично) обычно покупались к праздничному столу, а не для повседневного употребления.
          Бананы это три раза в десять лет по случаю, черешня, персики, гранаты из командировок в южные регионы страны, если на себе припрёшь, на рынках Ленинграда даже с зарплатой в два раза выше средней дороговато казалось. А в магазинах не было вообще.
          Подробнее:
          Супруга же, помнится, ещё в советские годы говорила, что во многих известных ей семьях питаются весьма скудно и однообразно. То есть, на второе едят то, что мы называем гарниром- картошку или макароны без какого-либо куска мяса или котлеты. Часто без ничего, изредка с кабачковой икрой. Объясняла, мол, экономят…
          В принципе, я тоже могу есть макароны и картошку без мяса. Но первые обильно приправив кетчупом или типа того… Великая загадка. Почему страна, умевшая делать ядерные боеголовки и ракеты не умела делать кетчупы, при том, что неубранные поля томатов (о том писала «Литературная газета») запахивала трактором… Картошку же перемешав с овощами, это уже типа салат…
          Из какого-то рассказа А.И.Куприна, где описываются события русско-японской войны. Может «Штабс-капитан Рыбников», может какой другой, не помню, читал давно, подростком. Родителю как-то удалось в начале шестидесятых, тогда книги ещё не покупали для интерьера, подписаться на несколько собраний сочинений, одно из них Куприна. «Яма», так к слову, была в шестом томе…
           В общем, русская армия воюет на китайской территории, и пища там, соответственно, китайская. И вот офицеры возмущаются, что солдатики от этой еды морду воротят, в то время, как сами они её едят и с немалым удовольствием. А кто-то, возможно автор, поясняет, мол, господа офицеры привыкли питаться дома разнообразно, поэтому для них любая гастрономическая новинка- удовольствие.
           Солдаты же из крестьян, привыкшие к щам да каше, новинок не воспринимают. Если что-то незнакомо, значит несъедобно.
           Не знаю, кого, по мнению Андурского и прочих, здесь можно сравнить со свиньями. Господ офицеров с их «Балы, красавицы, лакеи, юнкера,
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки,
Любовь, шампанское, закаты, переулки…
» или…
          С интересным отношением соотечественников к еде столкнулся, как ни странно, в четырех- пятизвёздных отелях побережья Средиземного и Красного морей, работающих по системе all inclusive
           Опять же к свиньям. Не будучи специалистом по психологии свиней, затрудняюсь спрогнозировать поведение особи, если перед ней не одна миска с картошкой, а стопиццот с самыми разнообразными видами пищи. Названий которых не то, что она, а и я не знаю.
           Как она себя поведёт, учитывая, что, как и человек, всеядна? Имхо, подойдёт к первой попавшейся и будет из неё жрать, пока не нажрётся. А, может быть, найдёт что-то знакомое и привычное. Не знаю. Вот пробовать по маленькому кусочку каждого блюда скорее всего не станет.
           И вот соотечественники, не все, но многие… Ну, all inclusive, шведский стол, в хорошем отеле на ужин на выбор десятка два- три мясных блюд, включая верблюжатину и крокодилятину, к ним не меньшее количество гарниров, преимущественно, из местной флоры неведомых нам наименований. Картошка, макароны, хлеб, разумеется, тоже в наличии.
          И соотечественники набирают себе на тарелку хлеб, картошку, макароны, оставляя незнакомые им блюда. Даже не пробуют…
           Why???!!!.. Ты же никогда этого не пробовал, сюда ты на две недели в году прилетаешь, вернёшься домой, там до хрена макарон с картошкой, а крокодилятины с х.з. каким соусом нет…
           Ну, да… «Мы ленивы и нелюбопытны…» © Зато не свиньи, правда?..
           Об однообразии питания даже при наличии выбора, помнится, говорил в бытность тренером «Зенита» чех Властимил Петржела. Это начало нулевых. И вот вывозит он на сборы в ту же Анталью двадцатилетних пацанов из дубля…
           В Анталье зимой пол-Европы тренируется. У них там агроменная поляна, вся усыпанная разделёнными сетками футбольными полями полного размера, я мимо на автобусе проезжал…
           И вот говорит Властимил пацанам: «Вы это попробуйте, очень вкусно…» Ни фига. Хлеб, картошка, макароны… Ладно, пускай, пацаны в девяностые в бедных семьях росли, но что ж просто из любопытства-то не попробовать?..
           Я тоже первые лет сорок жизни не шибко разнообразный рацион имел, точно помню, за указанный отрезок времени съел одну оливку в привокзальном ресторане города Орёл. Зато теперь на отдыхе штук по двадцать за завтраком. Для здоровья полезно. Да и дома порой консервированные покупаю…
                                                          *  *  *
          Так. К пирамиде Маслоу. Получается, что есть люди, которые удовлетворены узостью базового уровня пирамиды, а есть те, что стремятся именно базовый сделать шире. Как это сочетается со стремлением к удовлетворению потребностей высшего уровня?
          Не буду спорить с «духовноскреплёнными», которые считают, что «балы, красавицы, лакеи, юнкера…»- это свинство, а с#ать в прорубленную между досками дырку- духовность, патриотизм и сакральные ценности.
          Вопрос, почему подавляющее большинство нас, русских, такие «духовноскреплённые», «ленивые и нелюбопытные». В отличие от стремящихся разнообразить свои удовольствия «свиней», к которым, по мнению российских патриотов, можно отнести подавляющее большинство жителей современной западной цивилизации, которая не только на Западе, но и на Востоке (Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур), и Юге (Австралия, Новая Зеландия).
           Хотя реальные наблюдения за жизнью, что свиней, что других животных показывают, что разнообразия в их жизни и питании, в частности, не так уж много. Свинья, будучи всеядной, жрёт всё, что найдёт, корова мирно щиплет травку, волк, которого ноги кормят, бегает, пока не поймает, нажравшись же, все они спят, а не идут в кино, на концерт или в картинную галерею.
            Homo sapiens- существо иное. Вкратце о теории энергоэволюционизма, изложенной М.И.Веллером в талмуде «Всё о жизни». Согласно оной, все животные кроме человека, потребляют столько энергии, сколько необходимо для жизни. Даже запасы подкожного жира служат той же цели, ибо бывают периоды, когда еда есть, а бывают, когда нет. Типа засуха и т.п.
           Человек же, по предложенной теории, существо энергоизбыточное. То есть, ему помимо физиологии, потребно ещё и разнообразие ощущений. Причём, как положительных, стремление к которым осознанно, так и отрицательных, на подсознательном уровне. Причём, чем шире основание нижнего уровня пирамиды Маслоу, тем к бОльшему разнообразию человек стремится.
            Вкалывающая с утра до ночи мать-одиночка о суициде и прочих глупостях не думает. А вот рублёвская домохозяйка, базовые потребности вширь удовлетворены дальше некуда, к нему куда более склонна. И обеспечивающему её мужу из-за подсознательной тяги к негативным ощущениям скандалы устраивает, и к наркоте (знаете, сколько кокаин стоит?) не от тяжкой жизни тянется…
             Хотя и у животных в мозгу есть центры удовольствий, что подтвердили опыты на крысах, которым через электроды воздействовали непосредственно на эти центры, те ловили кайф и вообще переставали жрать, от чего погибали.
            А то вот ещё из жизни животных. В девяностые, помнится, писали, что в Кремле завели соколиную службу, то есть птичек этих хищных. Не для охоты, как при царе Алексее Михайловиче и прочих, а чтобы ворон гонять. Наглое жё вороньё придумало себе забаву подлетать к верхушке золочёного купола, садиться на #опку, на ней с верхушки вниз скатываться, затем расправлять крылья и лететь с радостным карканьем. При этом они когтями позолоту царапали.
            Правда, крысы и вороны относятся к животным с высоким интеллектом. И именно наличие такого интеллекта заставляет их стремиться к наслаждениям, связанным не только с наполнением желудка пищей.
            Касательно же поглаживаний и почёсываний за ухом или где ещё, что многим знакомо по кошкам и собакам, то это не что иное, как эротический массаж, а сексуальные потребности по Маслоу- это нижний, базовый уровень вместе м пищей.
            Обратно к сапиенсам. Хотя аскетизм проповедовался в разные времена у разных народов, тех же протестантов- пуритан взять, почему-то только в «монголо-татарской» ветви цивилизации возникло осудительное отношение к телесным потребностям. Это касается нижних слоёв общества. Прозябая в нищете, российские граждане склонны допускать для власть имущих и миллиардодолларовые дворцы, и принцессы ольги.
           Это, имхо, от нищеты. Нормальный капитализм западного типа, основанный, преимущественно, на малом бизнесе, в России так и не возник. В девяностые стали возникать и малый, и большой, то есть олигархический, Немцов и Чубайс, которые в те далёкие годы были соратниками и числились по разряду младореформаторов, пытались подсунуть Ельцину национальную идею в виде «народного капитализма», но олигархи их переиграли.
            Правда, в итоге переиграли и самих себя, приведя к власти человека, уничтожившего в России частную собственность в её общецивилизационном понимании. Подробнее «Развилки истории. 1997- 1999 годы».
           Те же протестанты давно избавились от своих пуританско-кальвинистских тараканов. Ибо, если смысл жизни, согласно протестантским догмам, стремление к богатству, то достичь оного можно только удовлетворяя потребности других граждан. И чем у них больше потребностей, тем богаче ты становишься.
           Для непонятливых: капиталист не может стать богатым, если не будет потребителей, способных покупать продукт его труда. Айфоны производятся для миллиардов жителей планеты, а не узкого слоя богачей. То же относится к автомобилям, микроволновкам и подавляющему большинству других товаров.
           В странах Запада, преимущественно с протестантским населением, начиная с семнадцатого века происходили буржуазно-демократические революции. Власть от узкого слоя сословной аристократии переходила к людям делающим дело: варящим пиво, пекущим хлеб, выпускающим мануфактуру, строящим корабли и т.д.
           Не пролетариям, что в переводе с латыни значит мужик с яйцами (производящий потомство), то есть не люмпенам, как в России в октябре семнадцатого, а рачительным собственникам- производителям полезного продукта для людей.
           Ибо экономика это не сады Семирамиды, египетские пирамиды, магнитки и днепрогэсы, а пивоварни, хлебопекарни, кафе, рестораны, автозаправки, массажные салоны... Экономика- удовлетворение потребностей за деньги. Краткая формулировка. Есть потребность- есть и экономика.
           Русь, начиная с середины тринадцатого века развивалась в условиях отрыва от цивилизации. Где вскоре после установления режима единоличной власти потомков «святого и равноапостольного» причудливо переплелись веяния византийской церкви (византизм Леонтьева), деспотия призванных упомянутым маршалом Петеном тринадцатого века восточных варваров и местное язычество.
             В результате и выработался менталитет раба, живущего в грязи и нищете, срущего в прорубленную между досками дырку, но гордящегося миллиардодолларовым ханским дворцом в Геленджике.
            Подробнее
            Гораздо более по-людски стремление к личным удовольствиям, как это принято у людей западной цивилизации, создавшей всё, чем мы пользуемся в своей жизни.
            На Западе живут сытые люди. И от своей сытости они добрые, и от своей доброты готовы принять к себе и беженцев из варварских стран, которые того вовсе не заслуживают, и бывших наших братьев украинцев, которые устроили свой майдан от того, что не хотят, как русские с#ать в дырку, а хотят много, вкусно и разнообразно.
            И чем больше людей в России будет хотеть вкусно и разнообразно питаться, красиво и модно одеваться, пользоваться хорошей бытовой техникой, ездить на хороших автомобилях, читать умные хорошие книги, смотреть фильмы, ходить в театры, музеи, путешествовать по планете…
           Да, чтобы «Мне в Париж по делу, срочно…» ©было обыденностью, чтобы побывать не только в Большом и Мариинском, но и Ла Скала, и в Венской опере… Не только в Эрмитаже и Третьяковке, но и Лувре, Прадо…
           Как это у живущих на бездуховном Западе свиней принято…
Беллетристика от Razdolbaeff`a Кратко об аффтаре

Комментариев нет:

Отправить комментарий