«А
это к чему?.. Да просто хочется, чтобы жизнь была достойной. Как в княжестве
Лихтенштейн, скажем, или герцогстве Люксембург. Чтобы
много, вкусно и разнообразно».
«Чтобы
много, вкусно и разнообразно".
Это что - предел мечтаний?
И чем он отличается от мечтаний, извините, свиньи?»
Это что - предел мечтаний?
И чем он отличается от мечтаний, извините, свиньи?»
(Ефим Андурский, из
комментария к той же статье)
«Я
совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба
нет. Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и
желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не
физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних
потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг
за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из
них».
(Абрахам Маслоу)
«Много, вкусно и разнообразно».
Такое впечатление, что многие люди просто
не знают о существовании верхних уровней уровней пирамиды Маслоу. То есть
пишешь эту фразу, представляют себе горы еды. Недоедают
что ли?.. Сравнение со свиньями, когда говоришь о своём стремлении к хорошей
достойной жизни, не только у Андурского, уважаемого человека, правозащитника, видимо,
сторонника «Яблока».
Многие, услышав, что человеку
свойственно стремиться к хорошей жизни, а уж Эпикур прямо и конкретно,
тут же приводят сравнение с этими
всеядными животными. То есть, по их мнению, оным присуще наличие вкуса… ну, раз
они хотят вкусно… а также стремление к разнообразию получаемых удовольствий.
Я не большой специалист в
животноводстве. Свиней, чаще в единственном экземпляре, доводилось видеть в
деревне Орловской области, где жили и живут родственники отца. Ещё когда-то
давно на ВДНХ.
Последний раз был в той деревне в
1993 году. Вот на этом фото тётка, сестра отца, моя дочь и тёткин поросёнок,
которого кормят. В миске порубленная зелень с огорода, в другой, из которой
порося уже жрёт, что-то типа порубленной картошки с того же огорода.
Насколько помню, разнообразием
свинский рацион не отличался, с мнением поросёнка насчёт вкусовых ощущений при
употреблении пищи не знаком. Мало интересовался питанием в каких-то других
семьях помимо собственной, моё же питание на протяжении жизни шло по пути всё
большего разнообразия.
То есть, питание в родительской семье
жены, где мне довелось пожить, было более разнообразным, чем в семье моих
родителей, когда стали жить отдельно, это разнообразие возросло, в девяностые
появились продукты ранее дефицитные или вовсе неведомые, в начале девяностых по
причине низкого курса национальной валюты деньжат было маловато, но постепенно…
Рос я в семье инженера и бухгалтера
(правда, мать какое-то время работала в мастерских Кировского театра), не
голодал, детство пришлось на конец пятидесятых- начало шестидесятых, но
разнообразным питание не было. В магазинах разная еда, включая крабовое мясо,
чёрную и красную икру, тогда продавалась, да деньжат родителям не хватало.
Если примериться к пирамиде Маслоу,
получается, что базовый уровень, с одной стороны, был удовлетворён, с другой-
основание пирамиды явно было узковатым. Могло бы и поширше…
С годами: шестидесятые, семидесятые,
восьмидесятые… с прилавков магазинов еда исчезала, но появлялась в
холодильниках. Хотя особым разнообразием также не отличалась. Те же апельсины,
мандарины и яблоки (круглогодично) обычно покупались к праздничному столу, а не
для повседневного употребления.
Бананы это три раза в десять лет по
случаю, черешня, персики, гранаты из командировок в южные регионы страны, если
на себе припрёшь, на рынках Ленинграда даже с зарплатой в два раза выше средней
дороговато казалось. А в магазинах не было вообще.
Подробнее:
Супруга же, помнится, ещё в советские
годы говорила, что во многих известных ей семьях питаются весьма скудно и
однообразно. То есть, на второе едят то, что мы называем гарниром- картошку или
макароны без какого-либо куска мяса или котлеты. Часто без ничего, изредка с
кабачковой икрой. Объясняла, мол, экономят…
В принципе, я тоже могу есть макароны
и картошку без мяса. Но первые обильно приправив кетчупом или типа того…
Великая загадка. Почему страна, умевшая делать ядерные боеголовки и ракеты не умела делать кетчупы, при том, что неубранные поля томатов (о том писала
«Литературная газета») запахивала трактором… Картошку же перемешав с овощами,
это уже типа салат…
Из какого-то рассказа А.И.Куприна,
где описываются события русско-японской войны. Может «Штабс-капитан Рыбников»,
может какой другой, не помню, читал давно, подростком. Родителю как-то удалось
в начале шестидесятых, тогда книги ещё не покупали для интерьера, подписаться
на несколько собраний сочинений, одно из них Куприна. «Яма», так к слову, была
в шестом томе…
В общем, русская армия воюет на
китайской территории, и пища там, соответственно, китайская. И вот офицеры
возмущаются, что солдатики от этой еды морду воротят, в то время, как сами они
её едят и с немалым удовольствием. А кто-то, возможно автор, поясняет, мол,
господа офицеры привыкли питаться дома разнообразно, поэтому для них любая
гастрономическая новинка- удовольствие.
Солдаты же из крестьян, привыкшие к
щам да каше, новинок не воспринимают. Если что-то незнакомо, значит несъедобно.
Не знаю, кого, по мнению Андурского
и прочих, здесь можно сравнить со свиньями. Господ офицеров с их «Балы,
красавицы, лакеи, юнкера,
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки,
Любовь, шампанское, закаты, переулки…» или…
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки,
Любовь, шампанское, закаты, переулки…» или…
С интересным отношением соотечественников к еде столкнулся, как ни
странно, в четырех- пятизвёздных отелях побережья Средиземного и Красного
морей, работающих по системе all inclusive…
Опять же к свиньям. Не будучи
специалистом по психологии свиней, затрудняюсь спрогнозировать поведение особи,
если перед ней не одна миска с картошкой, а стопиццот с самыми разнообразными
видами пищи. Названий которых не то, что она, а и я не знаю.
Как она себя поведёт, учитывая, что,
как и человек, всеядна? Имхо, подойдёт к первой попавшейся и будет из неё
жрать, пока не нажрётся. А, может быть, найдёт что-то знакомое и привычное. Не
знаю. Вот пробовать по маленькому кусочку каждого блюда скорее всего не станет.
И вот соотечественники, не все, но
многие… Ну, all inclusive, шведский стол, в хорошем отеле на ужин на выбор
десятка два- три мясных блюд, включая верблюжатину и крокодилятину, к ним не
меньшее количество гарниров, преимущественно, из местной флоры неведомых нам
наименований. Картошка, макароны, хлеб, разумеется, тоже в наличии.
И соотечественники набирают себе на
тарелку хлеб, картошку, макароны, оставляя незнакомые им блюда. Даже не
пробуют…
Why???!!!.. Ты же никогда этого не пробовал, сюда ты на
две недели в году прилетаешь, вернёшься домой, там до хрена макарон с
картошкой, а крокодилятины с х.з. каким соусом нет…
Ну, да… «Мы ленивы и нелюбопытны…» © Зато не свиньи, правда?..
Об однообразии питания даже при
наличии выбора, помнится, говорил в бытность тренером «Зенита» чех Властимил
Петржела. Это начало нулевых. И вот вывозит он на сборы в ту же Анталью
двадцатилетних пацанов из дубля…
В Анталье зимой пол-Европы
тренируется. У них там агроменная поляна, вся усыпанная разделёнными сетками
футбольными полями полного размера, я мимо на автобусе проезжал…
И вот говорит Властимил пацанам: «Вы
это попробуйте, очень вкусно…» Ни фига. Хлеб, картошка, макароны… Ладно, пускай,
пацаны в девяностые в бедных семьях росли, но что ж просто из любопытства-то не
попробовать?..
Я тоже первые лет сорок жизни не
шибко разнообразный рацион имел, точно помню, за указанный отрезок времени съел
одну оливку в привокзальном ресторане города Орёл. Зато теперь на отдыхе штук
по двадцать за завтраком. Для здоровья полезно. Да и дома порой
консервированные покупаю…
* * *
Так. К пирамиде Маслоу. Получается,
что есть люди, которые удовлетворены узостью базового уровня пирамиды, а есть
те, что стремятся именно базовый сделать шире. Как это сочетается со
стремлением к удовлетворению потребностей высшего уровня?
Не буду спорить с «духовноскреплёнными»,
которые считают, что «балы, красавицы,
лакеи, юнкера…»- это свинство, а с#ать в прорубленную между досками дырку-
духовность, патриотизм и сакральные ценности.
Вопрос, почему подавляющее
большинство нас, русских, такие «духовноскреплённые», «ленивые и нелюбопытные».
В отличие от стремящихся разнообразить свои удовольствия «свиней», к которым,
по мнению российских патриотов, можно отнести подавляющее большинство жителей
современной западной цивилизации, которая не только на Западе, но и на Востоке
(Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур), и Юге (Австралия, Новая Зеландия).
Хотя реальные наблюдения за жизнью,
что свиней, что других животных показывают, что разнообразия в их жизни и
питании, в частности, не так уж много. Свинья, будучи всеядной, жрёт всё, что
найдёт, корова мирно щиплет травку, волк, которого ноги кормят, бегает, пока не
поймает, нажравшись же, все они спят, а не идут в кино, на концерт или в
картинную галерею.
Homo sapiens- существо иное. Вкратце о теории
энергоэволюционизма, изложенной М.И.Веллером в талмуде «Всё о жизни». Согласно
оной, все животные кроме человека, потребляют столько энергии, сколько
необходимо для жизни. Даже запасы подкожного жира служат той же цели, ибо
бывают периоды, когда еда есть, а бывают, когда нет. Типа засуха и т.п.
Человек же, по предложенной теории,
существо энергоизбыточное. То есть, ему помимо физиологии, потребно ещё и
разнообразие ощущений. Причём, как положительных, стремление к которым
осознанно, так и отрицательных, на подсознательном уровне. Причём, чем шире
основание нижнего уровня пирамиды Маслоу, тем к бОльшему разнообразию человек
стремится.
Вкалывающая с утра до ночи
мать-одиночка о суициде и прочих глупостях не думает. А вот рублёвская
домохозяйка, базовые потребности вширь удовлетворены дальше некуда, к нему куда
более склонна. И обеспечивающему её мужу из-за подсознательной тяги к
негативным ощущениям скандалы устраивает, и к наркоте (знаете, сколько кокаин
стоит?) не от тяжкой жизни тянется…
Хотя и у животных в мозгу есть
центры удовольствий, что подтвердили опыты на крысах, которым через электроды
воздействовали непосредственно на эти центры, те ловили кайф и вообще
переставали жрать, от чего погибали.
А то вот ещё из жизни животных. В
девяностые, помнится, писали, что в Кремле завели соколиную службу, то есть
птичек этих хищных. Не для охоты, как при царе Алексее Михайловиче и прочих, а
чтобы ворон гонять. Наглое жё вороньё придумало себе забаву подлетать к
верхушке золочёного купола, садиться на #опку, на ней с верхушки вниз
скатываться, затем расправлять крылья и лететь с радостным карканьем. При этом
они когтями позолоту царапали.
Правда, крысы и вороны относятся к
животным с высоким интеллектом. И именно наличие такого интеллекта заставляет
их стремиться к наслаждениям, связанным не только с наполнением желудка пищей.
Касательно же поглаживаний и
почёсываний за ухом или где ещё, что многим знакомо по кошкам и собакам, то это
не что иное, как эротический массаж, а сексуальные потребности по Маслоу- это
нижний, базовый уровень вместе м пищей.
Обратно к сапиенсам. Хотя аскетизм
проповедовался в разные времена у разных народов, тех же протестантов- пуритан
взять, почему-то только в «монголо-татарской» ветви цивилизации возникло осудительное отношение к телесным потребностям. Это касается нижних
слоёв общества. Прозябая в нищете, российские граждане склонны допускать для
власть имущих и миллиардодолларовые дворцы, и принцессы ольги.
Это, имхо, от нищеты. Нормальный
капитализм западного типа, основанный, преимущественно, на малом бизнесе, в
России так и не возник. В девяностые стали возникать и малый, и большой, то
есть олигархический, Немцов и Чубайс, которые в те далёкие годы были
соратниками и числились по разряду младореформаторов, пытались подсунуть
Ельцину национальную идею в виде «народного капитализма», но олигархи их
переиграли.
Правда, в итоге переиграли и самих
себя, приведя к власти человека, уничтожившего в России частную собственность в
её общецивилизационном понимании. Подробнее «Развилки истории. 1997- 1999 годы».
Те же протестанты давно избавились
от своих пуританско-кальвинистских тараканов. Ибо, если смысл жизни, согласно
протестантским догмам, стремление к богатству, то достичь оного можно только
удовлетворяя потребности других граждан. И чем у них больше потребностей, тем
богаче ты становишься.
Для непонятливых: капиталист не
может стать богатым, если не будет потребителей, способных покупать продукт его
труда. Айфоны производятся для миллиардов жителей планеты, а не узкого слоя
богачей. То же относится к автомобилям, микроволновкам и подавляющему
большинству других товаров.
В странах Запада, преимущественно с
протестантским населением, начиная с семнадцатого века происходили
буржуазно-демократические революции. Власть от узкого слоя сословной
аристократии переходила к людям делающим дело: варящим пиво, пекущим хлеб,
выпускающим мануфактуру, строящим корабли и т.д.
Не пролетариям, что в переводе с
латыни значит мужик с яйцами (производящий потомство), то есть не люмпенам, как
в России в октябре семнадцатого, а рачительным собственникам- производителям
полезного продукта для людей.
Ибо экономика это не сады Семирамиды, египетские пирамиды, магнитки и днепрогэсы, а пивоварни, хлебопекарни, кафе, рестораны, автозаправки, массажные салоны...
Экономика- удовлетворение потребностей за деньги. Краткая формулировка. Есть
потребность- есть и экономика.
Русь, начиная с середины
тринадцатого века развивалась в условиях отрыва от цивилизации. Где вскоре
после установления режима единоличной власти потомков «святого и равноапостольного» причудливо переплелись веяния византийской церкви (византизм Леонтьева), деспотия
призванных упомянутым маршалом Петеном тринадцатого века восточных варваров и местное язычество.
В результате и выработался
менталитет раба, живущего в грязи и нищете, срущего в прорубленную между
досками дырку, но гордящегося миллиардодолларовым ханским дворцом в Геленджике.
Гораздо более по-людски стремление
к личным удовольствиям, как это принято у людей западной цивилизации, создавшей
всё, чем мы пользуемся в своей жизни.
На Западе живут сытые люди. И от
своей сытости они добрые, и от своей доброты готовы принять к себе и беженцев
из варварских стран, которые того вовсе не заслуживают, и бывших наших братьев
украинцев, которые устроили свой майдан от того, что не хотят, как русские
с#ать в дырку, а хотят много, вкусно и разнообразно.
И чем больше людей в России будет
хотеть вкусно и разнообразно питаться, красиво и модно одеваться, пользоваться
хорошей бытовой техникой, ездить на хороших автомобилях, читать умные хорошие
книги, смотреть фильмы, ходить в театры, музеи, путешествовать по планете…
Да, чтобы «Мне в Париж по делу, срочно…» ©было обыденностью, чтобы побывать не
только в Большом и Мариинском, но и Ла Скала, и в Венской опере… Не только в
Эрмитаже и Третьяковке, но и Лувре, Прадо…
Как это у живущих на бездуховном
Западе свиней принято…
Беллетристика
от Razdolbaeff`a
Кратко об аффтаре
Комментариев нет:
Отправить комментарий