Замечательный снимок, возвращающий нас в страну, где никто не присваивал прибавочную стоимость, созданную трудом советского человека:
Снимок взят из открытого источника в Интернете. Скорее всего, судя по молодым людям на заднем плане, восьмидесятые. По мужику и девочке (вряд ли мальчик с помпонами) определить труднее. Тут можно предположить и семидесятые. На нём меховая ушанка (remember Войновича), в то время, как молодёжь на заднем плане с непокрытой головой и в петушках, последнее точно восьмидесятые.
С апельсинами в авоське себя и близких вспомнить не могу. В Ленинграде, как везде, все цитрусовые были дефицитом, покупали их обычно на праздник или для больного. (Сегодня, 71-летний пенс, ем каждый день). Если на работе кто долго болел, профсоюз навещал его (да, было такое), апельсины считались почти обязательными. Приходилось искать, но обычно находили.
Стоили они 1р. 40к. до начала восьмидесятых, потом 2 рубля за кг. На среднюю зарплату по стране 155 рублей в 1980 году таким образом можно было купить 78 кг. Сейчас в гипермаркете неподалёку от моего дома апельсины 100- 150 р. за кг. То есть, на свою приблизительно среднюю пенсию (у меня ещё и небольшая зарплата есть) 25 т.р. могу купить 160- 250 кг.
Хотя, несомненно, такими авоськами и я, и мои близкие при посещении магазинов пользовались. Пластиковые пакеты в СССР были дефицитом. Те, что с импортными картинками, привозили из заграницы, на «галёре» Гостиного двора в Ленинграде (там же, где доллар по 3, джинсы по 200) продавали по 5 рублей. Почему страна, «запускавшая полёты», не могла наладить выпуск пластиковых пакетов, объяснить можно исключительно плановой экономикой. А частное предпринимательство каралось статьёй УК РСФСР.
Однако, в конце семидесятых появились, затрудняюсь правильно назвать материал, напишу, холщовые мешки с картинками. Например, с портретом Аллы Борисовны Пугачёвой. Разумеется, выпускал их подпольный частный сектор (цеховики), продавали с рук или иногда с грузовых машин где-нибудь около провинциального вокзала. Моя супруга как-то сшила такой мешок и сама нарисовала на нём шариковой ручкой Опель, перерисовав картинку из иностранного журнала, привезённого моряком загранфлота.
Вспоминается эпизод осени 1982 года, когда я с такими авоськами из Москвы в Ленинград ехал. Год помню точно, тёще исполнялось 55, она собиралась на пенсию, планировала пригласить сослуживцев на юбилей. А я возвращался из какой-то командировки домой через Москву. В любом населённом пункте СССР всегда было легче взять билет до Москвы, чем до Ленинграда. А там уж ночным поездом в «город трёх революций».
Это не перед самым юбилеем происходило, где-то за месяц- два. В Москве снабжение намного лучше было, чем в Ленинграде, постоянно домой из командировок какие-то ништяки таскал. А тут требовалось алкоголем затовариться к дню рождения. С собой у меня вроде был большой портфель или небольшой чемодан, а из прочего только пара авосек, как на приведённой фотографии.
И вот купил я некоторое количество бутылок местного московского игристого «Салют», белого полусладкого «Арбатского»... Да, и такое вино было. Как писали на последней (юмористической) странице «Литературной газеты»: «Изготовлено из винограда, выращенного на солнечных склонах близ театра Вахтангова». Ценилось в Ленинграде, где не продавалось, в Москве его можно было купить вполне свободно.
Ещё купил за 7 рублей бутылку «Чинзано», уж не помню в каком магазине. Это было круто. Абсолютная случайность. До того про сей напиток слышал из песенки в фильме про капитана Врунгеля:
«Постоянно пьем чинзано,
Постоянно сыто-пьяно, o yes!
Держим в банко миллионо
И плеванто на законо, o yes!».
Конечно, в книжках тоже встречал, но в память врезались именно эти строчки. То есть, слово знал, но увидел впервые.
И вот всё это мне тащить из московских магазинов в Ленинград было не в чем, кроме, как в сетчатых авоськах. И тащил. Народ в московском метро таращился. Но ничего. Тёщиным гостям понравилось. На контрэтикетке «Чинзано» были напечатаны на русском языке несколько рецептов коктейлей. Смесь с водкой называлась «Тёплый ветер»...
В тему: «Back in the USSR. Как оно там было…»
Комментариев нет:
Отправить комментарий