Постоянно читаю стенания, мол, сколько предприятий совка уничтожили за годы, начиная с девяностых. Я бы употребил термин не уничтожили, а те сами обанкротились, оказавшись не в состоянии производить продукт, который потребитель купил бы за свои деньги.
Это ведь мы, россияне в девяностые выбросили советские телевизоры и холодильники, заменив их японскими, корейскими, германскими, голландскими... Мы пересаживались с жигулей и москвичей на форды и тойоты. Потому что за свои деньги хотели лучшего.
Точно также, как мы, простые потребители, поступали владельцы приватизированных компаний. Деньги-то стали своими. Когда они были государственными, то есть, ничьими, деньгами которые фсем пох («Гудит, как улей, большой завод. А мне-то @@ле? @@ись он в рот»(С)), усть-перепесдюйский ржавожелезоделательный завод якобы продавал обточенное на станках 1К62 ржавое железо солнечно@@йскому заборостроительному заводу. Государство же просто перекладывало деньги из одного кармана в другой, ибо оно было собственником обоих заводов.
А вот как деньги стали своими, собственник грузового автопредприятия стал вместо зилов и камазов покупать ивеко, ман, сканию... Владелец авиапредприятия предпочёл илам и тушкам боинги и эйрбасы. Точно также владелец машиностроительного завода приобретал импортные станки, например, японские, взамен российских. Это рынок. Потребитель за свои деньги выбирает лучшее.
И многие совковые заводы, выпускавшие продукцию отвратительнейшего качества, ничего не смогли противопоставить, когда на рынок пришли качественные товары. И обанкротились. Но!
С 1997 года, после победы Ельцина на выборах, в Россию хлынули западные инвестиции, ненадолго прерванные дефолтом 1998 года, оказавшим, как любой кризис, оздоравливающее воздействие на экономику. Да-да. Как только нефтяные цены самую малость качнулись вверх, произошёл «отскок», и начался бурный рост, продлившийся до 2008 года, нового кризиса.
С конца девяностых в Санкт-Петербурге и около были построены, перечислю бегло по памяти основные: Кока Кола, Жилетт, Хейнекен, Филип Морис, Тойота, Ниссан, Хёндай, Дженерал моторс, Форд, Катерпилар, Электролюкс, Термекс, Хьюлетт Паккард, Тошиба, Бош, Сименс... И так по всей стране. В Калуге стали выпускать фольксвагены, в Калининграде БМВ... Эти заводы давали работу аборигенам, платили налоги в местные бюджеты. Изделия продавались на российском рынке.
Вкратце история с Хейнекеном. Два исландских предпринимателя, отец и сын организовали компанию «Браво», стали выпускать сладкие алкогольные напитки, условно джин-тоники. Купили на Дальневосточном проспекте обанкротившийся Деревообрабатывающий завод №4, оставили коробки цехов, оборудование заменили пивоваренным. Какое-то время поварили пиво, потом продали завод Хейнекену за 400 миллионов долларов, став в результате первыми исландскими долларовыми миллиардерами.
Контрольный пакет построенной в 1990 году и оснащённой чешским оборудованием пивной «Балтики» в результате ваучерной и денежной приватизации оказался в руках скандинавского концерна BBH, где сперва рулил шведский «Приппс», потом перекупил датский «Карлсберг». Уже к началу нулевых оборудование было заменено более совершенным германским.
До прихода в Санкт-Петербург нефтяных компаний (Газпромнефть и др.) «Балтика» с численностью работающих около 2000 человек (завод+офис) была крупнейшим налогоплательщиком пятимиллионного города.
Интересна история с АЗЛК и ЗИЛ в Москве. Приватизация в столице проходила не по Чубайсу, а по Лужкову, благодаря чему, в собственности мэрии оказались контрольные пакеты многих предприятий. А, поскольку в девяностые огромная часть всех налогов страны платилась в Москве (там были офисы всех крупнейших компаний), то и бабла в руках Лужкова оказалось немерено.
И он не нашёл им лучшего применения, как вливать в те же АЗЛК и ЗИЛ. До@@я, надо полагать, влил. Это те самые деньги, которые могли бы платить бюджетникам в других регионах, финансировать социалку... В Москве-то с этим намного лучше, чем в других регионах. На ЗИЛе пытались выпускать «бычки» в противовес нижегородским «газелям». На АЗЛК мутили выпуск автомобилей- князей: «Князь Владимир», «Иван Калита», «Юрий Долгорукий»...
Поговаривали даже про автомобиль «Василий Блаженный»: «...двигатель имеет семь цилиндpов pазного диаметpа, кузов pазукpашен хохломской pосписью, салон выложен ажуpной киpпичной кладкой. Имеется встроенная катапульта и форсаж заднего хода.
Судите сами — суперполный привод (на каждое колесо в отдельности, и на запасное тоже! И на рулевое!), 25-ступенчатая коробка передач, 5 скоростей заднего хода, устройство автоматической выдачи денег сотрудникам ГИБДД, трехскоростные стеклоподъемники (опускаются все стекла, включая лобовое и заднее), съемный карданный вал (на случай драки)!
Машина пригодна для езды как по шоссе, так и по бездорожью: дорожный просвет регулируется за счет свинцовых грузов. Убираете грузы — просвет увеличивается, хотите мчаться низко и быстро — кладете грузы и мчитесь, бороздя бескрайние просторы российских дорог низко посаженным бампером!...»
Чем закончились эти многомиллиардные вливания денег налогоплательщиков? «Женской половой вагиной» (С).
У западных компаний тоже порой не всё шло гладко. «Форд» и «Дженерал моторс» прекратили производство сами. А вот «Тойота», например, до 2022 года работала успешно. Лет семь назад проезжал мимо завода, огромная стоянка для автомобилей работников завода вся была заполнена. Этим летом пустынна...
Комментариев нет:
Отправить комментарий