четверг, 6 марта 2014 г.

Порой бывает стыдно...



«…мы, которым история раньше других вручила победу, при первом раскате Мировой революции должны быть готовы вынести военную помощь нашим восставшим иностранным братьям»
(Л.Д.Троцкий)

«…пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать…»
(М.Светлов)

 «А мы еще дойдем до Ганга,
А мы еще умрем в боях.
Чтоб от Японии до Англии
Сияла родина моя»
(П.Коган)

 «Принимай нас, Суоми - красавица,
В ожерелье прозрачных озер!
Ломят танки широкие просеки,
Самолеты кружат в облаках,
Невысокое солнышко осени
Зажигает огни на штыках
(А. Д`Актиль, 1939г.)

«Танки идут по Праге
в закатной крови рассвета.
Танки идут по правде,
которая не газета.
Танки идут по соблазнам
жить не во власти штампов.
Танки идут по солдатам,
сидящим внутри этих танков.
Боже мой, как это гнусно!
Боже - какое паденье!..»
(Е.Евтушенко, 23 августа 1968г.)

           Сейчас, когда пишу эти строки, не знаю, пронесет или не пронесет. Я не о том, о чем вы подумали, впрочем, может вы это и не подумали, а просто свойственная мне испорченность…
           Войдут наши в Крым или не войдут? А те уже вроде в Россию решили попроситься, референдум провести… А мы будем проводить референдум, нужны они нам или нет?.. У нас других проблем мало, как еще и этих кормить?..
           И откуда во мне эта рефлексия?.. В полудомашнем, полууличном ленинградском мальчишке, земляке и почти ровеснике солнцеликого? Видно, разные книжки мы с ним в детстве читали…
           Так… Поскольку в стране, где, согласно опросу ВЦИОМ от 08.02.11, 32% населения считают, что Солнце вращается вокруг Земли, поясню, что одна из трактовок термина рефлексия- «перенесение переживания с внешнего мира на самого себя».
            Т.е., во внешнем мире чего-то там происходит, а ты думаешь, как это на твоем «облико морале» сказывается. Ну, введем мы войска в Украину, ну, рубль рухнет, жить станем беднее, так это экономика.
            А вот лет где-нибудь через пять, когда оно устаканится, полечу я отдыхать в какую-нибудь Анталью или Шарм-Эль-Шейх… Ну, в Европу-то меня после такого не пустят… И встречу там украинцев…
           Сейчас, если встречаю, хоть из Донецка, хоть из Львова, проблем никаких, конфликтов никаких. А тут… Ведь ты же для них однозначно оккупант будешь. «Фашистская морда»…
          И мне будет стыдно. Что это солдаты из моей страны пришли на его землю… Что я русский…
           Я понимаю, что многие нерефлексирующие сограждане считают абсолютно нормальным придти в чужой дом, набить морду хозяину, вы..бать хозяйку, перебить посуду насрать посреди комнаты. Кому-то вот ничего, а мне стыдно…
           Живу я уже достаточно давно. Доводилось бывать в туристической поездке по Прибалтике еще в середине семидесятых. Таллинн и Рига те вполне русскоязычны были, а вот в глубинке…
           Вполне не старые и однозначно изучавшие в школе русский язык продавщицы в магазине и подавальщицы в столовой по-русски тебя понимать отказывались категорически. Потому как ты есть оккупантская морда…
           И, хотя я не был в те годы знаком ни с какой диссидентской литературой, и в школе меня учили, что прибалты сами в сороковом в состав СССР попросились… Но мне все равно было очень неловко, поскольку моральную правоту этих продавщиц я осознавал…
           Кстати, финнов тоже «хотели попросить», чтобы «они сами попросились», см. строки из песни в начале статьи. Но у финнов был Манергейм, была суровая зима и мужество финских солдат…
            Мне в новое время в Прибалтике быть уже и не доводилось, знаком с несколькими мужиками из Таллинна, которые в Питер на ветеранские соревнования по легкой атлетике приезжают. Один эстонец по папе, русский по маме, другой не то казах, не то киргиз. По-русски оба чисто, никаких проблем во взаимоотношениях…
           А еще сынок мой на машине в Европу через Прибалтику регулярно ездит. Так говорит, заезжаешь в деревенскую харчевню, где реально ни по-русски, ни по-английски не рубят, бегут на другой конец деревни притащить того, кто переведет.
           Ибо ребятки из России хотят деньги за еду заплатить. А человек с рублем (ну, или евро) всем людям на планете гораздо ближе, дороже и милее человека с ружьем. Я уже много лет говорю и пишу, что самые чистые, честные и искренние отношения между людьми- это отношения товарно-денежные. «Бабло всегда побеждает зло» (С)
          А в исторически непродолжительный период с 1984 по 1989 год я неоднократно катался в Венгрию и Чехословакию. В первую на атомную электростанцию Пакш, во вторую на энергомашиностроительный завод «Шкода», сейчас Scoda JS.
          Кстати. Сталину в 1941-м было шестьдесят два. Хрущеву в 1956-м... Брежневу в шестьдесят восьмом… На дворе 2014-й… Тенденция, однако…
          В отеле городка Пакш, где я жил был старый грустный портье. Старый это относительно. С тех мои тридцати лет, а так ему, может, меньше, чем мне сейчас было…
          Он нередко постояльцам вишню- черешню со своего огорода предлагал. А я порой покупал, хоть на рынке и подешевле было. Жалел дедушку… Грустный он всегда такой был…
           Еще я ему «здрасьте- до свидания- спасибо- пожалуйста» и свой номер нидь саз тизен харум (413) по-венгерски… И уезжал я когда после трехмесячной командировки в восемьдесят четвертом, он мне на прощанье в спину выдохнул грустно: вы хороший русский…
          Ну, позже подумалось… В пятьдесят шестом-то дедушка, наверное, оружие в руках держал. И осуждать за то я его не могу…
           На «Шкоду» довелось ездить уже когда разрешили внешнеэкономическую самостоятельность предприятий при Горбачеве, у нас с ними совместная разработка была.
           Технические вопросы в теме по которой сотрудничали довелось определять мне, с чешской стороны начальнику отдела КБ со «Шкоды» Яну Здебору. Он очень легко гуглится. До недавнего времени работал техническим директором Scoda JS, сейчас технический советник генерального директора.
           Всю жизнь носит бороду, как у Карла Маркса, только четверть века назад она была черная, а сейчас, гляжу на фотках, вся седая…
           И вот, в августе шестьдесят восьмого, когда было ему восемнадцать лет, дочь у него родилась. Такой молодой папаша. И идет он с цветами в роддом, у них папаш пускали, а у входа солдат с автоматом. Низззяяяя, говорит…
           Еще в теме с чешской стороны два мужика за пятьдесят работали, по должности типа старших инженеров. И позже я узнал, что карьеру обоим обломал шестьдесят восьмой. Даже посидели маленько.
           А как Гавел к власти пришел, один из этих двоих председателем государственного комитета по атомной энергии стал…
          Помню и как продавщицы в возрасте за сорок, по тем, что помоложе, наверное, меньше проехало, отказывались тебя в магазине по-русски понимать.
         И знаю, что студент философского факультета Ян Палах в шестьдесят девятом сжег себя на Вацлавской площади…
         Помню, как сражались на хоккейной площадке против СССР Вацлав Недомански с товарищами. И, начиная с шестьдесят девятого, чаще побеждая наших в личных встречах, чем проигрывая. Будучи подростоком, болел я за наших, но как сражались чехи на площадке тогда помню.
          Кстати, Шендерович ошибается, Вацлав Недомански никогда не играл под номером шестьдесят восемь. Под этим номером играл один из лучших хоккеистов мира последних двух десятилетий Яромир Ягр. Родившийся в семьдесят втором.
           Его папа и мама в тюрьме познакомились, куда передачи своим отцам носили. А те за политику сидели…
           И вот мне тогда, в восьмидесятые, было стыдно и перед Здебором, и перед другими чехами за то. что я русский. За то, что это танки из моей страны раздавили их наивную мечту о «социализме с человеческим лицом». Ибо у социализма нет и не может быть человеческого лица, а может быть только «монголо-татарский» оскал Владимира Ленина, Иосифа Сталина, Матьяша Ракоши, Мао Цзэ Дуна, Ким Ир Сена, Пол Пота, Адольфа Гитлера, Бенито Муссолини, Владимира Путина…
 Другие статьи о политике и экономике

1 комментарий: