Термин гибридность в отношении всего происходящего в России часто употребляет Екатерина Шульман. То есть, с одной стороны оно так, с другой иначе. Россия по названию и Конституции вроде как Федерация, однако, губеров назначает Кремль, что прямо нарушает принцип федерализма. То есть, де юре Россия- Федерация, де факто- унитарное государство.
То же с частной собственностью. Де юре она в России есть, де факто после дела Юкоса и многих тысяч подобных на более низких уровнях, включая Арбат престиж, Евросеть и другие, её нет. Каждый, кто чем-то владеет, делает это, лишь сохраняя хорошие отношения с властью. На государственном уровне с Кремлём, в Мухосранске с местным мэром и силовиками и т.д. Причём даже лояльность не всегда гарантия, что просто не придут и не отнимут понравившийся кусок.
Частная собственность- когда отнять не могут никак. Не смог король-философ Фридрих Второй... нет, не отнять, всего лишь принудительно выкупить у мельника участок земли, примыкавший к Сан Суси. Суд отказал королю. Privacy и иди ты на ... даже если ты король. Не смогли риэлтеры в Сиэтле принудительно через суд выкупить у бабушки участок земли с её избушкой на курьих ножках. Мне любопытно, как это происходило в Имеретинской долине, когда власть выселяла местных жителей для строительства олимпийских объектов.
Но я не про то, про гибридность. Вот есть, например, Китай, около 70% ВВП которого создаёт частный сектор, но при этом у власти находится партия, называющая себя коммунистической. А на площади Тяньаньмэнь мавзолей Мао с его портретом. Дважды подвергавшийся опале при Мао и всё-таки пришедший к власти после его смерти Дэн Сяопин ранее говорил, что неважно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей (1961 год). В 1992 году конкретизировал, что неважно, как это называть, капитализм или социализм, главное эффективность.
То есть, в Китае тоже имеет место гибридность. Почитание Мао, про которого тот же Дэн сказал, что было 70% хорошего и 30% плохого, бОльшую часть которого списали на «банду четырёх». С другой вполне себе рыночная экономика, хоть и с авторитарным режимом у власти. Ну, так эти режимы хорошо сочетались с рынком у Франко, Пиночета, Чан Кайши, Ли Куан Ю, южнокорейских генералов...
Почти везде рыночная экономика способствовала созданию массового среднего класса, который, став сытым, захотел демократии и установил её. Покуда кроме Сингапура. Так что тем же путём идёт под руководством коммунистической партии Китай.
В России ситуация почти противоположна китайской. У власти в России человек, который публично называл себя и либералом, и демократом (это не одно и то же), но с которым ни один либерал или демократ на одном болоте какать не сядет, ибо весьма велико сходство сегодняшней России с корпоративным государством Муссолини, открыто называвшим себя врагом либерализма и демократии. В девяностые в силу занимаемого им тогда подчинённого положения, он успешно косил под либерала, однако, во власти дали себя знать подростковые комплексы, полууголовный бэкграунд и служба в КГБ.
Так в России есть ещё и Столыпинский клуб, Ельцин-центр и Институт Гайдара. Что Пётр Аркадьевич не сел бы какать рядом с нынешними российскими правителями, писал. Егор Тимурович в 2003 году ещё писал, что в России к власти пришла кухарка с пистолетом. Это он термин придумал, и кого имел ввиду, догадайтесь с трёх раз. Насчёт Бориса Николаевича не имею никакой достоверной информации, однако, в Интернете не раз мелькало, что уже через год он очень сильно сожалел. Однако, если первую свою большую ошибку- первую Чеченскую, он исправил Хасавюртскими соглашениями, вторую уже не смог.
То есть, у нас с одной стороны, как и в Китае декларируется преемственность курса предыдущих правителей, с другой делается прямо противоположное. Преемственность и гибридность.