ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4
«А раньше всё было не так:
Летал Гагарин,
Играл "Спартак".
И шли составы на целину.
Какую, сука, просрали страну!» (Песня группы «Рабфак»)
«...а "тоталитарный" сталинский Советский Союз , в котором не было пресловутой частной собственности и частной инициативы , свободного предпринимательства и тд... ...через 5-7 лет полностью восстановил промышленность , а ещё через 10 - обогнал технологический развитый Запад (я а@уеваю!!!- v-razdolbaeff), сказочно обогатившийся на войне , и первым отправил искусственный спутник Земли на орбиту и отправил человека в космос ?» (Камент к моей статье)
«На праздники Первого мая и Седьмого ноября всем гражданам СССР выдавали по месту работы продуктовые заказы: по восемь килограммов черной икры на члена семьи и кусочек буковинского сыра. Икру мазали ножом на толстые ломти черного хлеба, а сыр берегли для гостей.
В СССР зимой были большие белые сугробы, а не слякоть, как сейчас. Вообще, советский снег был самым пушистым.
В СССР у мужчин член был на сорок сантиметров длиннее, чем сейчас» (Андрей Налин)
«А ещё советские люди гордились своими линиями метрополитена, особенно общесоюзной кольцевой линией, охватывающей по периметру всю страну. Жители европейских стран, приезжая в СССР на станции Чоп пересаживались на кольцевую линию метро и дальше могли объехать весь Советский Союз по периметру.
Станции этой линии включали Одессу, Сочи, столицы закавказских республик, Душанбе, Кушку- самый южный город страны, Омск, Красноярск, Читу, Хабаровск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Анадырь, Магадан, Норильск, Игарку, Салехард, Мурманск, Архангельск, Ленинград, столицы прибалтийских республик… Так туристы порой и катались по кольцевой с утра до вечера. А стоимость проезда была всего пять копеек.
И опять… Девяностые, госдеповские прихвостни все линии метро зарыли, оставив мизерное количество от того, что было в нескольких мегаполисах» (Из Интернета)
«Запустили мы ракету
На далёкую звезду.
Лучше б лифчиков нашили,
Да трусов прикрыть 3,14@@у» (Советский народный фольклор)
Много подобного приходится читать в Интернете, как от моих сверстников (я родился через полтора года после смерти усатого вождя), так и людей, появившихся на свет после пришествия Гайдара, при котором чуть не мгновенно почти во всех квартирах появились видеомагнитофоны и кассеты с порнофильмами, а экс-советские женщины в массе своей узнали про существование гигиенических прокладок и тампонов.
* * *
В общем, за то, как жили. Личные воспоминания со второй половины пятидесятых. Предыдущие примерно сорок лет советской власти оценивать не берусь, меня там не было. Хотя есть такая точка зрения, что при Сталине жизнь людей была достойной и счастливой, а потом пришёл Хрущёв и сразу всё просрал. Причём, мгновенно. Мои же первые осознанные воспоминания относятся году к пятьдесят восьмому, и тогдашнюю жизнь и моих близких, и всех окружающих иначе, как голимой нищетой назвать нельзя.
Насчёт жизни ДО могу сослаться только на мнения других людей, хотя каких-то серьёзных бесед на эту тему со мной не вели. Боялись люди говорить, как раньше было. И всё же общая точка зрения моих живших до революции родственников по двум линиям: питерских разночинцев и орловских крестьян- середняков такова, что до революции люди жили лучше, чем после. Замечу, то же самое написал в мемуарах Н.С.Хрущёв, работавший до революции слесарем на Донбассе.
Из разночинцев это мой дед, его братья и сёстры из семьи обедневшего купца. Деда и его брата до революции выучили музыке, они до пенсии играли в Кировском (Мариинском) театре, на пенсии лабали жмуриков. Также бабка- дочь судебного пристава. Со слов Дмитрия Быкова (я в книге такого не помню), доктор Борменталь был сыном судебного пристава.
Той же точки зрения, что до революции жили лучше, придерживался наш «друг семьи», сын мастера с завода Зингера в Подольске (Подольский механический завод им. Калинина в советское время). Дореволюционный мастер на производстве, видимо, таки отличался от своего советского коллеги. Отец нашего знакомого, например, писал картины маслом, я их видел.
По поводу дореволюционной жизни орловских крестьян слышал уже от третьих лиц, то есть, родившихся после революции, но которые изложили мнение своих родителей. А сами эти третьи лица застали голодомор начала тридцатых и помнят его, он был не только в Украине, но и в чернозёмных областях РСФСР, и в Казахстане.
Другой, несколько меньший по масштабам голодомор случился в сорок шестом- сорок седьмом, орловскую деревню тоже затронул, но мой папаня сразу после прихода советских войск прыгнул в теплушку и поехал в Ленинград поступать в ремеслуху, его же отца, моего деда, возрастом под пятьдесят, в числе других чернопиджачников без оружия, обмундирования и плавсредств кинули в Днепр брать Киев к 7 ноября. «Пропал без вести», бабка, умершая в 79-м, ничего по потере кормильца не получала, пропавших к погибшим приравнял Ельцин в 92-м.
Написал выше, мои воспоминания о жизни конца пятидесятых, что была то ужасная нищета. Которая не осознавалась, ибо так жили все вокруг. По сталинодрочерам выходит, что жили до марта пятьдесят третьего сыто и счастливо, а потом мгновенно 3,14@@ец наступил. Хрущёв всю еду, одежду и прочее куда-то попрятал, да? Как редактор отдела газеты «Правда» с доцентом ленинградского вуза в конце восьмидесятых. По моим же воспоминаниям жизненные улучшения пошли как раз с начала шестидесятых и прекратились в конце семидесятых, несмотря на высокие цены нефти.
Про высокий уровень субъективного благополучия (SWB) советских граждан именно в начале шестидесятых часто говорит и пишет М.И.Веллер, который старше меня на шесть лет. Действительно, взялись откуда-то оптимизм и энтузиазм, народ стал помаленьку из ужасных коммуналок переезжать в, путь убогие, но отдельные хрущёвки.
Наверно, и спутник с Гагариным поспособствовали, поверил народ, раз уж космос осилили, то и коммунизм построим. Неведомо было не учившим экономику гражданам, что космос с прочей военной фаллометрией и сытая жизнь при ограниченности ресурсов противоречат друг другу. Надо что-то одно выбирать. Либо севрюжину с хреном кушать, либо длиной пениса с Америкой меряться.
Оптимизм с энтузиазмом, и по Веллеру, и по моим воспоминаниям, стали исчезать к пятидесятилетию ВОСР, улетучившись вместе с Пражской весной. Потом ещё чего-то помаленьку в бытовом плане улучшалось, скрипели колёса телеги косыгинских реформ, несмотря на песочек, регулярно подбрасываемый Михаилом Андреевичем. Но после Войны Судного дня реформы прикрыли, над страной завис Дамоклов меч ресурсного проклятия, рухнувший ей на шею в девяносто первом.
Конкретика жизни конца пятидесятых. Я появился на свет в роддоме на проспекте Газа (ныне Старопетегофский), который не та газа, что с полуострова Ямал, а Иван Иванович, первые шесть лет провёл в доме на Фонтанке, где в разные годы жили писатель Куприн, композитор Рахманинов и другие. Сдаётся только, попросторнее они жили.
Коммуналка на четыре семьи. В квартиру два входа: парадный с улицы, чёрный со двора. Это к вопросу, почему в Питере подъезд- парадная. Хотя теперь уже чаще подъезд. В большой (метров тридцать, оценочно), разделённой перегородками на три отсека комнате с 1954 года жили десять человек, три семьи, таким образом, в коммуналке их уже не четыре, а шесть. Может и больше, там вроде ещё какой-то ребёнок был младше меня.
Первая семья- дед, музыкант Кировского театра, бабка- домохозяйка и две их младшие дочери. Вторая- старший брат моей матери с женой и сыном, моим двоюродным братом на полгода старше меня. Третья семья я с родителями, отец на момент моего появления на свет техник-конструктор, вскоре закончил ЛМИ (Военмех) и стал инженером. Вот так вдесятером в одной комнате. И ведь не маргиналы какие-то, музыкант, инженер. С позиций сегодняшнего дня ужас кромешный, но совкодрочеры-то несут @@рню, как счастливо жили советские люди при Сталине.
Жили мы так шесть лет, в шестидесятом отец получил от Ижо@ского завода комнату 20 метров в квартире «сталинского» дома в Колпино. Тут, в отличие от первого дома, была ванная комната, в начале шестидесятых провели газ, на Фонтанке и в Колпино почти одновременно. До этого готовили на керосинках. Здесь три комнаты, по семье в каждой. У нас на троих комната двадцать квадратов.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ