«Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов» (Томас Карлейль)
“Некоторые люди должны называться не иначе, как... производителями дерьма..., потому что от них в мире ничего другого не видно...” (Леонардо да Винчи)
«И мерзко, и гнусно, и подло,
И страх, что заразишься свинством,
А быдло сбивается в кодло
И счастливо скотским единством» (И.М. Губерман)
«Бараны сбиваются в стадо, львы держатся порознь» (Антуан Ривароль)
“Земля покрыта людьми, не заслуживающими того, чтобы с ними говорили” (Франсуа-Мари Аруэ Вольтер)
“Мне ненавистен простой человек...” (Вен.В. Ерофеев)
«Чтобы заслужить ненависть людей, требуется совсем немногое- более или менее заметно превосходить их уровнем интеллекта» (Артур Шопенгауэр)
«Достойный человек не идет по следам других людей» (Конфуций)
«Одним лишь фактом своей принадлежности к организованной массе человек спускается на несколько ступеней вниз по лестнице цивилизации» (Густав Ле Бон)
«Кто много мыслит, тот непригоден в качестве члена партии» (Фридрих Ницше)
«Всякий, кто стремится выйти из общего стада, становится общественным врагом» (Франческо Петрарка)
«Все новое и полезное народ ненавидит и презирает: он ненавидел и убивал врачей во время холеры, и он любит водку…» (А.П.Чехов)
«...европеизированное русское общество представляло собой как бы европейскую колонию, живущую среди варваров. Это было вполне верно. Но изменить тяжёлое положение иностранной колонны, заброшенной в среду русских варваров, могло только одно общественное явление: европеизация варваров» (Г.В. Плеханов)
Статьи «быдло» и «небыдло» присутствуют на lurkmore, гуглите. Есть книга социологов, культурологов, философов А.А. Пелипенко, И.Г. Яковенко «Феномен быдла». Цитата из неё приведена в моей статье, «Как нам дебыдлоизировать Россию»: «Быдло отрицает личность во всех её проявлениях... Раб может терпеть всё кроме свободы... До тех пор, пока в ходу будет мифологема "весь народ", за этим мистифицированным образом будет стоять харя быдла... ...компромисса между субъектом современной цивилизации- то есть личностью- и быдлом быть не может...»
Не нравеццо польское слово быдло? Оскорбительно как-то, да? Подберём древнегреческий аналог. Быдло- охлос, то есть, толпа. Охломон- человек толпы. Демос- небыдло, народ, сообщество личностей, индивидуальностей. Главное различие между охломоном и небыдлом в отсутствии и наличии индивидуально-субъективного начала. См. вышеприведённую цитату Пелипенко и Яковенко. Охломон- всегда часть «мы», небыдло- всегда- «я». Небыдло- субъект, охломон- объект.
Ещё синонимы хам, варвар, раб, холоп. Владислав Юрьевич Сурков, он же Асланбек Андарбекович Дудаев, использовал также термин «глубинный народ».
«- Я - это я. А вы?
- А мы другие!
- Я - это я. А вы?
- А мы не те.
- Я в небесах.
- Мы люди не большие, в землю глядим и не на высоте» (Л.А. Сергеев, бард, полный текст песни «Я это я»)
Использование терминов раб, холоп не всегда корректно. Бывают рабы и холопы по внеэкономическому (силовому) принуждению. Не хочешь, а выхода нет. Фракиец Спартак не был рабом от рождения, стал им, потом гладиатором, попав в плен. Поднял восстание, погиб в бою. По мере усиления закабаления крестьян на Руси не желавшие быть холопами бежали на Дон. Но это меньшинство.
Большинство оставалось, привыкало быть рабами, да так, что иной жизни, как в рабстве уже и не мыслили. Передавали рабские гены потомкам. У всех у нас в России эти гены есть, в отличие от Западной Европы. И у меня есть, да и тридцать семь лет жизни в совке, где тоже прививалась психология раба государства, даром не прошли. Пионерия, комсомолия, профсоюзы, партия- школа рабства. Я хоть понимаю, что это недостаток и где-то с конца восьмидесятых стараюсь по капле из себя выдавливать, как завещал Антон Павлович. У него в «Вишнёвом саде» персонаж лакей Фирс, для которого состоявшееся в его молодости освобождение крестьян от крепостной зависимости- несчастье, сам говорит об этом.
Синонимы термина небыдло: буржуа, бюргер (от слова бург- город), мещанин (от польского слова място- город), гражданин (от русского слова град- город). Горожанин на разных языках. Небыдло- человек европейской, подчёркиваю, европейской городской культуры. Хотя необязательно живёт в городе. Им может быть живущий на хуторе или ферме фермер, пардон за тавтологию. Человек, осознающий прежде всего свою личную ответственность за благополучие своё и близких. А не партии и правительства.
Небольшое отступление о фермерах. Не так давно написал статью «Памяти Астрид Линдгрен», для чего просмотрел немало материалов и фильм 2018 года «Быть Астрид Линдгрен», почти полностью биографичный, что подтверждают потомки. Вполне достойная мелодрама, даже если не учитывать, что это реальная биография. Астрид, как везде указано, дочь небогатого шведского фермера. Начало двадцатого века.
В фильме показаны сцены жизни этой небогатой фермерской семьи. Да, небогатой, ибо картошку сажают все вместе- папа, мама и четверо детей. Но. Двухэтажный дом, хорошо отделанный и обставленный мебелью. Как я понял, у детей отдельные комнаты. В доме есть пианино, дети на нём играют. Есть прислуга. Папа ходит в галстуке. Такие вот фермеры.
Писал уже много раз. В европейских городах в эпоху феодализма люди, умеющие делать что-то полезное, оное делали и продавали продукт своего труда другим людям за деньги. Вообще-то, такие люди были и в эпоху рабовладения, только при феодализме именно в европейских городах численность их постепенно росла.
Наиболее умелые буржуа- горожане становились мастерами, что в русском языке- умелый человек, а в английском- хозяин. Почувствуйте разницу. Другие нанимались к ним в подмастерья, кому-то удавалось, набравшись опыта и накопив деньжат, самому стать мастером. Смотрел в детстве хороший советский фильм по пьесе Тамары Габбе «Город мастеров». Город небыдла, то есть. Горожане там боролись с феодалом- герцогом, в итоге сумели взять власть в свои руки.
Даже Википедия пишет, что фильм, хоть он и сказка, не противоречит историческим реалиям. Так и нарождался класс небыдла- буржуазии, которые постепенно брали власть в городах, организовывали собственные органы власти- магистраты. Герцогам чаще всего платили за охрану, как бандитам в девяностые, но иногда давали 3,14здюлей и герцогам. «Битва золотых шпор», например, при Куртре в Бельгии.
И так исторически сложилось в Западной Европе, что численность буржуазного небыдла, то есть, людей, осознающих исключительно личную ответственность за собственное и своих близких благополучие, превысила численность быдла, которое устраивала зависимость от феодалов. Крепостное право в Западной Европе тоже было, но недолго и не в таких жёстких формах, как в России, колыбелью которой, согласно Карлу Марксу, было «кровавое болото монгольского рабства». То есть. Численность демоса превысила численность охлоса, и возникла демократия. Буржуазная, розумееццо, другой не бывает.
Н.С. Михалков и председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, не сговариваясь, полагаю, назвали крепостное право... ну, там по-разному сформулировано, но одной из основополагающих скреп русского народа. То есть, они этот народ конкретно быдлом и считают. Ну, не быдлом, пусть охлосом, холопами. И где-то отчасти правы. Тысячелетнее рабство так просто не вытравишь. Другое дело, что власть не желает видеть свой народ свободными людьми. Демос не позволил бы власти воровать. А охлосу пох.
Ещё признак, отличающий небыдло от человека толпы. Неприятие патернализма. Небыдло- свободный, самодостаточный человек, желающий послать всех патеров на @@й. «А мне, говорю вам я, дана голова своя, и как мне на свете жить, без вас я могу решить...» (С) Похоже Дербенёв писал эти строки персонально для Аллы Борисовны, ибо она всю жизнь живёт именно так.
Не могу не привести цитату потрясающей женщины и журналистки Орианы Фаллачи. Гуглите, а я про неё как-нибудь напишу, хотя написано много. Просто не могу не восхищаться подобными людьми. Ярким небыдлом. «Даже если все жители этой планеты будут думать по-другому, я буду думать так, как думаю».
Почему в Западной Европе сформировался класс небыдла, демос, численно превышающий класс холопов, охлос, а в России нет. Два или три главных фактора. Первый религия. Восточная Европа взяла религию у Византии вместе с таким понятием, как византизм. Кратко: «Я начальник- ты дурак». В католицизме нет понятия «раб божий». Католики не цитируют апостола Павла «Всякая власть от бога», тем более есть сомнения в правильности перевода. Зато «Свобода – высочайший знак божественного образа в человеке и, следовательно, знак высшего достоинства каждой человеческой личности»,- это из Катехизиса католической церкви. Вы от наших попов что-нибудь подобное слышали? Поэтому:
Number two. Природный фактор. В.О. Ключевский. «Влияние природы Верхнего Поволжья на народное хозяйство Великороссии и на племенной характер великоросса». @@ёвое, однако, влияние. И более суровые жизненные условия, и географическая отдалённость от Европы снижали «европейскость», под которой следует понимать стремление к свободе. Буржуазная демократия сформировалась в европейских городах (бург- город). Города же Северо-Восточной Руси были по сути большими деревнями, не мог в них формироваться класс буржуа- небыдла.
И третий фактор- приход завоевателей с Востока, принесших с собой азиатские порядки, которые и без них уже формировались во Владимирском и окружающих княжествах, начиная с Андрея Боголюбского. Читайте у того же Ключевского. Порядок «монголо-татар» базируется на Ясе Чингисхана, кою на российском новоязе именуют «вертикалью власти».
Люди, впитавшие «вертикаль» с молоком матери, реально способны стать хорошими воинами, идти и доблестно отдавать свои жизни (к херам такую жизнь) за каракорумский дворец Угэдея (хотя его описания Рубруком вызывают некоторые сомнения), идокопасы и яхты государственных чиновников, генералов спецслужб и руководителей госкорпораций.
Сын «монахини и блудницы» (С), почитатель восточной цивилизации, писал, что русские и татары могут спать на голой земле, а немцы нет. Только на «мужского полового детородного пениса» (С) немцам спать на голой земле, если германская промышленность в состоянии произвести достаточное количество спальных мешков, и, что самое главное, эти мешки не с3,14здят.
Да, в военном отношении общества, основанные на Ясе или «вертикали», при равенстве прочих факторов, сильнее обществ демократических. Но. Только демократические общества способны создавать новое во всех составляющих человеческой деятельности. В том числе новые технологии, благодаря которым демократии и в военном отношении сумели превзойти автократии. Хотя последние, копируя технологии, вкладывая огромные средства именно в военные, способны добиваться успехов в тиражировании. Но всегда на шаг сзади.
Отвлёкся. В общем, на Русь пришли завоеватели с востока, в итоге она на несколько веков разделилась на улус Золотой Орды с центром в Москве и Великое Княжество Литовское и Русское, продолжавшее сохранять европейскую ориентацию. В города ВКЛР из Европы пришло Магдебургское право, то есть, право самоуправления горожан. Так, самоуправляясь, жители этой Западной Руси, учились свободе и демократии. Ничего подобного в городах Московского княжества, переросшего в Русское государство, не было.
Единственный город нынешней России, где было Магдебургское право- Смоленск, захваченный Россией в 1654 году в результате длительной осады. Но ещё в течение века после этого смоленское дворянство называло себя шляхтичами, читало польские книги и брало жён из Польши. Запрет на польские книги и жён ввела императрица Анна Иоанновна, но и после этого на московитках долго не женились, только на своих.
Ничего близкого к самоуправлению в Московском княжестве не знали. Никакого освобождения от «ига» в 1480 году не случилось. Яса с «вертикалью» остались, возможно стали ещё жёстче, особенно с середины шестнадцатого века. Ну, и как в таких условиях могли сформироваться люди с индивидуально- субъектным началом? Это уже при Петре, когда он заколоченную ныне путиным форточку прорубил, люди, поучившиеся маленько в Европе, принесли домой не только европейские знания и технологии, но и стремление к свободе. Но их всегда было и есть абсолютное меньшинство, читай цитату Плеханова в начале статьи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий