воскресенье, 20 октября 2024 г.

Чеболизация или сизификация

   ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2

    В статье «Суверенитет или жизнь» я уделил немало внимания «Корейскому чуду», то есть быстрому прорыву нищей страны третьего мира в первый мир, в число его экономических и технологических лидеров. Прорыв состоялся благодаря авторитарной модернизации, проведённой с начала шестидесятых генералом Пак Чон Хи.

   В 1948 году в Южной Корее на демократических выборах, проведённых под контролем ООН, победил Ли Сын Ман. К концу пятидесятых методы управления становились всё более авторитарными, нарастала коррупция. В 1960 году случилась Апрельская революция, свергшая Ли Сын Мана, установилась Вторая республика.

   Военная элита оказалась недовольна действиями новой власти, в 1961 году состоялся военный переворот, к власти пришёл Пак Чон Хи. В 1963 году он провёл выборы, на которых был избран президентом и правил до его убийства в 1979 года. Да, отнюдь не демократ. Но сторонник экономического либерализма, как Ли Куан Ю и Пиночет. А ставший сытым и образованным корейский народ путём «майданов» таки добился демократии на рубеже восьмидесятых- девяностых.

   Методы модернизации в Корее отличались от других «азиатских тигров», упор был сделан на предоставлении преференций от государства специально отобранным частным семейным компаниям. То есть, кредиты, протекционистская политика при выходе на внешний рынок и т.п. Правительство брало иностранные займы и предоставляло их отобранным компаниям.

   Подчеркну два фактора. Первое- компании частные, уже доказавшие свою предпринимательскую успешность. Второе- упор делался на экспортную ориентацию бизнесов. Государство даже распределяло, кому каким бизнесом заниматься: тебе электроника, тебе автомобили, тебе судостроение. Результаты оказались положительными, за шестьдесят лет отрыв от Северной Кореи вырос до катастрофических размеров.

                                                    *     *     *

   И вот летом российские СМИ опубликовали заявление замминистра промышленности и торговли Василия Осьмакова, что из-за санкций российская экономика стала двигаться в сторону чеболизации. Правда, в России собственное понимание этого термина. Данный чиновник понимает под ним создание финансово- промышленно- торговых конгломератов.

   Хотя ничего нового в том нет. В США, например, финансово-промышленные группы стали возникать с конца девятнадцатого века. Против них вводились даже специальные антимонопольные законы, например, закон Шермана 1890 года. То есть, американские власти не считали подобные формы организации бизнеса положительным явлением.

   «Стандарт Ойл» Рокфеллера, «Юнайтед Стил Корпорейшн», «Дженерал Электрик», «Дженерал Моторс», «Чейз Манхэтен Корпорейшн»...- всё это финансово промышленные группы, включающие банки, промышленные и торговые предприятия.

   А в нынешней России разве нет финансово-промышленных групп? Интеррос, например, включает в себя Росбанк, Тинькофф-банк, Норильский ГМК и транспортно-логистическое предприятие. Плюс более мелкие активы разных направлений. В Альфа-Групп тоже себя Альфа-банк и разнообразные производственные активы.

   Юкос до того, как его раздербанили, входил в холдинг с банком Менатеп и другими производственными предприятиями. В частности, развивалось IT- направление. К сопоставлению реформ Пак Чон Хи с приватизацией девяностых ещё вернусь.

   Сегодня замминистра под чеболизацией понимает объединение ВТБ с Объединённой судостроительной корпорацией. Но этот квазичеболь отличается от чеболей корейских. Первое и главное. ВТБ и ОСК- государственные, а не частные предприятия. Даже если их названия начинаются со слов ОАО или ПАО. «Если на клетке слона прочтешь надпись: буйвол, — не верь глазам своим» (С). Контрольные пакеты-то, если не стопроцентные, у государства.

   Второе. Корейские чеболи создавались при деятельном участии правительства Пак Чон Хи с ориентацией на выпуск экспортной продукции, зарабатывания для страны валюты. А ОСК если когда и случается продать типа там Индии или Малайзии какой-нибудь военный катер, то это мизер в сравнении с поставками российским военным. Кои оплачиваются российскими налогоплательщиками.

   Вот слова главы ВТБ и члена правления ОСК Костина: «ОСК на сегодня — это 85% военка и это 95% оборонзаказа в области морского флота. На повестке дня нужно говорить о развитии гражданского флота, который в России практически отсутствует. У нас в советский период максимальный уровень перевозки грузов на российских судах достигал в [некоторые] годы 50% практически. А сегодня 2%. 2% перевозок осуществляется судами, которые произведены в Советском Союзе и еще в России»

   То есть, чеболем они хотят считать полностью государственное предприятие, ориентированное почти исключительно на оборонку. Если правильно понял Костина, в России сегодня почти нет собственных гражданских судов для внутреннего потребления. Не говоря уж об экспорте. И где вы видите чеболь?

                                                       *     *     *

   К корейской чеболизации. Ли Бён Чхоль родился в семье достаточно состоятельного фермера, сумевшего оплатить его университетское образование. В тридцатые годы он открыл своё дело по производству рисовой муки. Несмотря на трудности, связанные с японской оккупацией, ему удалось наладить экспорт риса, сахара и сушёной рыбы в Китай и Маньчжурию. И зарегистрировать торговую марку Samsung Trading Company. 

   После войны с Северной Кореей в 1953 году открыл сахарный завод в Судонге, который перерос в крупную компанию CheilJedang. В 1954 году запустил фабрику по обработке шерсти. Предприятия приносили прибыль, и уже в 1957 году Ли приобрел банк, страховую компанию и университет. Купил акции нескольких корейских компаний, стал президентом первого конгломерата в стране.

   Благодаря своим предпринимательским способностям, к концу пятидесятых стал самым богатым предпринимателем Кореи и сблизился с президентом Ли Сын Маном. К гадалке не ходи, при общей коррумпированности системы давал тому или его окружению взятки. После Апрельской революции и прихода к власти Пак Чон Хи по этой причине некоторое время провёл в Японии, потом договорились и вернулся.

   Новый президент, в отличие от президента очень большой страны начала следующего века, был мудрым человеком. Ли Бён Чхолю дали гарантии, что не будут преследовать, правда, вынудив передать часть активов государству. Понимал корейский генерал, что главное богатство страны люди, а не ресурсы, которые у Кореи есть, хоть и немного. Только люди не с погонами и ружьями, а с мозгами и способностями. Которых так не любят в России.

   Мало того, Пак Чон Хи прислушался к советам выпущенного бизнесмена по реформированию корейской экономики. Тот предложил общенациональный план экономического развития и сотрудничества правительства с бизнес-сообществом. В результате были освобождены одиннадцать крупных бизнесменов, посаженных за коррупционные связи с Ли Сын Маном. Работая, они принесли гораздо больше пользы стране, нежели бы сидя в тюрьме. Ли Бён Чхоль стал первым председателем крупнейшего бизнес-лобби страны — Федерации корейской промышленности. Пруфы: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/65f314909a79479306e4d9f3?from=copy;(Южная Корея: страноведческое исследование (4-е изд.). Вашингтон: Федеральный исследовательский отдел Библиотеки Конгресса. ISBN 0-8444-0736-4)

   Надо ли рассказывать, что сегодня из себя представляет Samsung? 270 тысяч сотрудников в 74 странах мира, 25 % мирового рынка смартфонов. Так помимо смартфонов другая разнообразная электроника, химическая промышленность, страховой бизнес, парк развлечений...

                                                      *     *     * 

   Другой предприниматель Ку Ин Хвэ, 1906 г.р., начал свою деятельность с деревенского кооператива, потом открыл небольшой магазин. После прихода американцев занимался импортом древесного угля в страну. Во время японской оккупации оказывал материальную поддержку борцам за независимость.

   В январе 1947 года зарегистрировал в Сеуле небольшую фирму Lak Hui Chemical Industries по производству бытовой химии и косметики. Среди первых продуктов были зубной порошок и крем для лица. В 1952 году фирма первой в Корее начинает выпуск пластмасс, в 1954 осваивает выпуск кремообразной зубной пасты. В СССР на моей памяти зубная паста болгарского производства появилась в шестидесятые.

   В 1958 году при поддержке ещё Ли Сын Мана Ку Ин Хвэ зарегистрировал компанию Goldstar (бренд просуществовал до 1995 года, когда был переименован в LG- Lucky Goldstar, позже появилось сочетание Life`s Goods), специализирующуюся на производстве электроники и бытовой техники. В 1959 году выпустили первый корейский транзисторный радиоприёмник. Помимо того стали выпускать вентиляторы и телефоны. Goldstar стала первой корейской компанией, начавшей поставлять товары электроники на экспорт.

   Есть версия, что Ку Ин Хвэ был сторонником Пак Чон Хи и содействовал свержению Ли Сын Мана. Раз уж сторонник Ли Сын Мана Ли Бён Чхоль попал в программу правительственной поддержки бизнеса, то Ку Ин Хвэ тем более. Компания осваивала всё новые и новые виды продукции: электрофены, телефонные коммутаторы, холодильники, телевизоры, в общем, почти весь спектр электронной и бытовой техники.

   Потом наладили и собственное производство микросхем, оптоволокна, стали выпускать компьютеры. В 1981 году первый цифровой видеомагнитофон. И т.д. Сегодня в компании более 200 тысяч сотрудников, филиалы и представительства в 80 странах мира.

                                                         *     *      *  

   Чон Чжу-ён родился в 1915 году в семье бедного крестьянина в небольшой деревне на территории сегодняшней Северной Кореи. Несмотря на то, что он был одним из семи детей, родители смогли дать ему приличное по меркам деревни образование: Чжу-ён окончил начальную школу. В 18 лет Чон отправился в Сеул на заработки. Работал грузчиком, разнорабочим, курьером и автомехаником. То есть, выходец из социальных низов.

   В 1939 году Чон открыл авторемонтную мастерскую, которой в 1946 году дал название Hyundai («Современность»). В 1947 году основал строительную фирму Hyundai Civil Industries, позже переименованную в Hyundai Construction.

   Когда к власти пришёл Пак Чон Хи и стал отбирать компании и предпринимателей для оказания им правительственной поддержки, Чон Чжу-ён взял подряд на восстановление разрушенного войной моста в Сеуле и выполнил его весьма успешно, хоть и понёс убытки. Компания Hyundai была выбрана для оказания строительных услуг странам Южно-Восточной Азии и Ближнего Востока.

   Как все корейские чеболи Hyundai диверсифицировал свою деятельность, построили в 1973 году судостроительную верфь, что позволило Южной Корее стать второй судостроительной державой мира. Также с семидесятых начался выпуск автомобилей компанией Hyundai Motor, и уже к девяностым Корея стала одним из лидеров автомобилестроения в мире. Тут, правда, ещё Kia и Daewoo поспособствовали.

   Много и других видов деятельности: производство лифтов, строительной техники, туризм... В Санкт-Петербурге в 2014 году был запущен завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус». После введения санкций его продали российской компании.

                                                          *     *     *

   На примере этих трёх лидеров корейского бизнеса видим, что созданы были они задолго до прихода к власти генерала реформатора выходцами из среднего класса и социальных низов. Которые к моменту начала реформ были успешными состоявшимися бизнесменами, доказавшими своё умение делать деньги, приумножать капиталы. Именно по этой причине на них и ещё примерно на тридцать компаний сделало ставку новое руководство страны.

   Им предоставляли льготный доступ к иностранным займам и инвестициям, благодаря тесным связям с США, давали возможность приобретать современные технологии, инвестировать полученную прибыль в оборудование, технологии, сырьё. Взамен они должны были не взятки (откаты) давать руководителям страны, а создавать товары для экспорта и платить налоги. Социальная роль бизнеса ведь и заключается именно в налогах.

   Ещё раз. Основанием государственной поддержки бизнеса в Корее являлась успешность предпринимателей и их компаний в предшествующий приходу к власти Пак Чон Хи период, а не совместная служба с ним в какой-либо силовой структуре или занятия в кружке кройки и шитья. Преференции давались не друзьям, а эффективным предпринимателям.

   Корейская чеболизация, заключающаяся в государственной поддержке успешных частных компаний не имеет ничего общего с продекларированным (см. выше) замминистра Осьмаковым объединением государственного ВТБ с государственной ОСК в одну финансово-промышленную группу.

   По моему скромному имхо к корейской чеболизации ближе приватизация девяностых, включая залоговые аукционы. Все разумные люди тогда понимали, что повысить эффективность российской экономики, перейти от убытков к прибыльности можно только передав компании в частные руки. Не бывает по другому. Не способен государственный чиновник, которому фсёпох, получать прибыль.

   Чубайсу приписывают фразу, что доказавшим своё умение делать деньги бизнесменам собственность надо не то что отдавать бесплатно, а даже приплачивать, чтобы взяли. Абсолютно с этим согласен. Полагаю, согласился бы и Пак Чон Хи, который давал государственные гарантии иностранным заимствованиям чеболей. Главное ведь ехать, а не шашечки.

   Так что похожая на корейскую чеболизация в России проходила в девяностые, а не якобы началась сейчас. Участники залоговых аукционов к их началу были уже успешными бизнесменами, поэтому передача им неэффективных в руках государственных чиновников активов была вполне разумна и логична.

   В нулевые в России началась постепенная дечеболизация экономики, то есть её огосударствление. Дело «Юкоса». Вот что по этому поводу в 2004 году сказал Председатель Российского союза промышленников и предпринимателей А.И. Вольский, бывший секретарь парткома ЗИЛа, зав. отделом машиностроения ЦК КПСС, экономический советник Андропова и Черненко: "Своими действиями эти люди нанесли огромный ущерб инвестиционному имиджу России. Западные компании на переговорах о сотрудничестве и инвестициях в российскую экономику тут же напоминают о ЮКОСе".

   ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий