понедельник, 4 ноября 2024 г.

Самки и капитализм

   Последнее время мною написан ряд статей на тему, «как государство богатеет» (С). Мнений и теорий по сему поводу множество, например, Макс Вебер со своей протестантской этикой, свежеиспечённые нобелевские лауреаты по экономике Аджемоглу, Робинсон, Джонсон с инклюзивными и экстрактивными институтами, многие другие, в том числе многочисленные представители «глубинного народа» (С), считающиеся, что богатые украли нечто у бедных, у которых и так ни@уя не было, и стали поэтому богатыми. Логика, конечно, нулевая, зато теория самая популярная.

    Вот любопытный взгляд немецкого экономиста, социолога, историка Вернера Зомбарта из работы «Роскошь и капитализм»:

  "... капитализм создала европейская самка (Weibchen), с ее любовью к нарядам и сладенькому, она способствовала тому, что рядом с военным производством появляются мануфактуры, выпускающие кружева, сахар, шоколад и т.п., товары, потребляемые сначала почти исключительно придворными дамами, но затем распространяющиеся среди провинциальных барышень, а потом и среди жен и дочерей буржуа".

   Он на ту же тему: "Мода- любимый ребенок капитализма".

   Про взгляды Вернера Зомбарта я писал в статье «Грабители и торгаши. Антигероическое». Цитата из его книги: "Торгаш и герой- они образуют два великих тезиса, как бы два полюса для ориентации человека на земле" ("Торгаши и герои"). В этой книге автор противопоставляет героических представителей германской нации низким торгашам- англо-саксам и евреям. Видимо, по Зомбарту, «англичанка гадила» (С) не только русским, но и немцам.

   Сперва он был марксистом, потом от марксистского интернационализма перешёл к германскому национальному социализму, выпустив в 1934 году книгу «Немецкий социализм», в которой писал, что эпоха капитализма и пролетарского социализма закончилась, и на смену пришел «немецкий социализм» (национал-социализм). Но с NSDAP у него всё же были разногласия, поэтому ему запретили преподавать. Но не репрессировали, умер в своей постели в Берлине 18 мая 1941 года.

   С тезисом Зомбарта о влиянии «европейской самки» на возникновение и развитие капитализма, то есть, рыночной экономики, экономики удовлетворения разнообразных потребностей, соглашались Эрих Мария Ремарк: "Не будь женщин, не было бы и денег, и мужчины были бы племенем героев" и Аристотель Онассис: «Если бы не было женщин, все деньги мира ничего бы не значили».

   В ту же тему высказывался австрийско-американский экономист Йозеф Алоиз Шумпетер: "Капиталистические достижения, как правило, заключаются не в том, чтобы обеспечить больше шелковых чулок для королев, а в том, чтобы сделать их доступными для заводских девочек в обмен на неуклонно уменьшающиеся усилия".

   То есть, цель капиталистического производства помимо создания прочих разнообразных ценных ништяков, обеспечение заводских девочек (тех же «европейских самок») шёлковыми чулками, как у королев. Сейчас шёлк, наверно, никто и не носит, Шумпетер это давно писал. Имея в виду разрушение полумифическим организатором движения луддитов Недом Луддом двух чулочных фабрик в Великобритании в первой половине девятнадцатого века. Луддиты, напомню, ломали машины и станки, резко повышавшие производительность труда, поскольку мелкие ремесленники лишались работы.

   На что хотелось бы обратить внимание. Ранее писал, что демократия в её понимании, как гражданское самоуправление, возникла на очень небольшом участке земной поверхности- в средневековых городах Западной Европы. Буржуа (горожане) и мастера (master- хозяин, англ.) научились жить без стоящих над ними аристократов- феодалов. Это явление было уникальным, хоть позже и распространилось по планете («Япония- это Запад» (С)).

   Помимо демократии в Европе возникло другое уникальное для планеты явление- культ «прекрасной дамы». Возможно, я плохо знаю историю неевропейских стран, но ни в Китае, ни у арабов, у которых в истории были периоды культурного и научного подъёма, Европа многому у них училась, подобного культа не было.

   Хоть и распространён он был в достаточно узком слое рыцарей, то есть, тех самых аристократов, как владевших землёй, так и безземельных. «Прекрасные дамы» сперва тоже были исключительно представительницами аристократии, но по мере накопления капиталов мастерами- буржуа, жёны и дочери последних тоже постепенно становились таковыми. То есть, понимали, что у почитающих их мужчин можно требовать различных материальных признаков этого почитания.

    Повторю, я плохо знаком с историей других континентов, но войны не ради грабежа, кои представляли собой набеги кочевников с Востока (исключая арабов, эти несли зелёное знамя ислама), а из-за баб случались, преимущественно, в Европе. Первая из них- Троянская, потом похищение сабинянок... Столетнюю войну, по слухам, спровоцировала Элеонора (не путать с Алиенорой) Аквитанская.

   Казнь Марии Стюарт, которую рассматривал в качестве потенциальной жены (а ведь она была ещё и претенденткой на английский престол, за что, собственно, её и Елизавета и казнила) испанский король Филипп, подвигла последнего на организацию Непобедимой армады, которую, однако, разметали штормы (или шторма?, как у Высоцкого) и пираты сэра Френсиса Дрейка.

   Ну, и к наполеоновским войнам. Вообще-то, России и Франции не было никакого дела друг до друга, но Александр («плешивый щёголь, враг труда...»(С)) вписался за Пруссию с Австрией под Аустерлицем, потому как имел шашни с прусской королевой Луизой. «И всё заверте...» (С), приведя к Бородину, сожжению Москвы, Ватерлоо, островам Эльбы и Святой Елены.

   Назову один известный мне случай войны из-за бабы не в Европе. Ещё в 1180 году племя меркитов похитило у Темучина (Чингисхана) жену по имени Бортэ. Тот собрал войско и пошёл отвоёвывать. Заодно и пограбили. Это так всем понравилось, что дальше было просто не остановиться...

   Повыписывав, как знакомая Дмитрия Горчева, «совершенно дикие кренделя, как казённый Дед Мороз...», вернусь к капитализму. Мы говорим о рыночном, а не государственном капитализме, который был в СССР, в ряде европейских стран первой половины двадцатого века, сегодняшних России и Китае.

   Из стартовой цитаты Вернера Зомбарта следует логичный вывод, что цель рыночного капитализма- удовлетворение потребностей. Нет потребностей- нет капитализма. В конце восьмидесятых- начале девяностых в Ленинграде- Санкт-Петербурге, за всю Россию не буду, на каждом заборе была написана рекомендация, как стать богатым: «Найди потребность и удовлетвори её».

   У «самок», в первую очередь европейских, ибо именно в Европе возник в средние века культ прекрасной дамы, потребностей в разнообразных ништяках намного больше, чем у «самцов», хотя существует такое понятие, как метросексуализм- стремление последних к ништякам. Явление было всегда, просто в девяностые ему дали определение. Мне оно не чуждо с отрочества.

   В нерыночных системах потребности и «самок», и «самцов» подавляются. Мол, партия и правительство, ну, или аятолла, лучше вас знают, что вам нужно. В восьмидесятые советский моряк загранфлота рассказывал. Наши-то, естественно, на те валютные копейки, что получали, искали джинсы или кроссовки побюджетней, тут Софья Власьевна хотя бы свободу выбора оставляла- покупай, что хош.

   Бюстгальтеры и кружевные труселя для своих «самок» советские моряки тоже покупали. Из В.В. Конецкого: «Гриша по кличке Айсберг исчез с флота в результате одной-единственной радиограммы своей собственной жены: «Купи Лондоне бюстгальтеры размер спроси радиста твоя Муму»

   А северокорейские моряки строем выходили с корабля, заходили в хозяйственный магазин, покупали одинаковые синие металлические тазики и также возвращались на корабль.

   Немногочисленные выездные граждане страны советов, к коим относился и я, имели возможность покупать себе за бугром джинсы и кроссовки, а своим «самкам» бюстгальтеры с кружевными труселями.


  Советские женщины носили вот такое. В 1963 году на Московский кинофестиваль приезжал французский певец Ив Монтан с супругой Симоной Синьоре. Ради прикола они скупали советское нижнее бельё, привезли домой и устроили в Париже выставку. Французы ходили и ржали.

   Попавшие в советскую власть женщины всё же как-то пытались создать что-то ценное для своего пола. Жене Молотова Полине Жемчужиной приписывают (хотя многие эту версию и опровергают) организацию ещё в двадцатые годы выпуска духов «Красная Москва» на основе «Любимого букета императрицы».

   Второй после Е.Д. Стасовой женщине- члену Политбюро Е.А. Фурцевой приписывают фразу: «Каждая советская женщина имеет право на качественный бюстгальтер». Говорят, по её инициативе построили бюстгальтерную фабрику в Черёмушках, но «на всех пока не хватало».

   Первый магазин «Lancome» появился в Ленинграде на Невском в конце восьмидесятых. Но дорого. Свободно и бюстгальтеры, и кружевные труселя, и неизвестные до того советским женщинам гигиенические тампоны и прокладки появились в свободной продаже при Гайдаре. И как-то постепенно вошло в быт, дамам, вступившим в пубертатный период в девяностые уже и не понять, как обходились мамы и бабушки, чьи «бабки в поле рожали», как им о том говорили заботливые акушерки советских роддомов.

   Но капитализм, хоть и кривенький, в Россию в девяностые таки пришёл. Жить мы стали несопоставимо достойней, чем в совке. Жаль, если он, я имею в виду рыночный, а не государственный, уйдёт полностью. А он постепенно уходит...

   ИСТОРИЯ ОТ RAZDOLBAEF`A

Комментариев нет:

Отправить комментарий