понедельник, 1 декабря 2025 г.

Коммунисты, члены и правила игры

   Опять на тему статей «Как я оказался в КПСС», «Как я был членом ВЛКСМ», «Как я был членом КПСС», «Ещё раз, как я был членом».

   Некоторые товарищи, как понимаю, родившиеся либо в девяностые, либо в самом конце восьмидесятых и не имеющие ни малейшего представления о жизни в совке, полагают, будто ранее были такие люди- коммунисты, которые искренне верили в коммунизм и надеялись его построить. Сейчас эти новые тридцатилетние коммунисты подхватили эстафету прежних и собираются возобновить коммунистическое строительство.

   Детство их пришлось на девяностые, где нынешние тридцатилетние видели заполненные прилавки магазинов, в домах примерно с середины нулевых стали появляться доселе невиданные девайсы- видеомагнитофоны, чуть позже и персональные компьютеры. С другой стороны видели они и реальное имущественное расслоение, сильных внешних проявлений которого до конца восьмидесятых не наблюдалось. Однако, они не знают, что совсем недавно давно было время, когда нигде ни@@я вообще не было

   Моя дочь, родившаяся в середине восьмидесятых и в раннем детстве любившая разглядывать диковинные картинки из не нашей жизни в каталоге «Quelle», помнит, как поздней осенью 1991 года (до реформ Гайдара!!!) с мамой возила на санках домой не до конца убранную совхозом с полей капусту. Мы на окраине мегаполиса жили, а жратвы в магазинах никакой не было. Поэтому левых взглядов у неё не выработалось, и строить коммунизм она точно не собирается. В детстве успела заценить, что уже в девяностые «жить стало лучше, жить стало веселей». Что раньше было только в каталоге, появилось в магазине.

   Как написал в статьях, на которые даны ссылки, в КПСС в 1980 году оказался совершенно случайно. Там у них разнарядка была, я по типажу вписывался, а меня не спросили, поскольку был в командировке на Нововоронежской АЭС, приняли без моего личного участия. В 1980 году мыслей о карьере у меня не было никаких, к середине восьмидесятых (тридцать плюс), в немалой степени благодаря членству КПСС, выработалось неприятие любой карьеры в системе совка.

   Будучи знаком со многими людьми, делавшими карьеру в комсомоле и партии, быть такими, как они, и играть в их игры точно не хотел. Есть такое слово западлО, сынок. И не видел я среди этих комсомольцев семидесятых и членов КПСС восьмидесятых ни одного (одного всё же видел, о нём ниже) человека, кто бы в этот марксистско-ленинский бред про грядущий коммунизм реально верил.

   Не могу по каждому отдельному человеку судить, кто, как, когда и зачем вступал в КПСС. Поскольку инженеров в процентном отношении принимали куда меньше, чем гегемонов, в КБ была очередь на вступление. Я попал без очереди по разнарядке, многие из оной мне завидовали. Когда летом 1990 года выходил из партии согласно личному заявлению, кричали на собрании: «Понизить его в должности». Я, повернувшись к своему начальнику отдела: «Заявление прямо сейчас писать?». Он-то знал, что два года меня уговаривал должность начальника сектора занять. Правда, через три месяца я всё равно уволился.

   В партгруппе нашего отдела во время моего членства были мужики за пятьдесят на должностях ведущих конструкторов. Дальнейшее повышение им не светило, зачем они ранее вступили в ряды, не знаю. Может, надеялись, но не вышло. Не обсуждал с ними эту тему, но, полагаю, к декларируемым идеям строительства коммунистического общества они относились с потаённым цинизмом. Мудаками-то они не были.

   Я же к середине восьмидесятых успел разочароваться в инженерной профессии, ибо понял, что научно-технический прогресс в этой стране нах никому не нужен. Нужен только 3,14@@ёж про него. Заявки на изобретения продолжал писать в порядке хобби, дабы не спиться от совковой тоски. Я бы и уволился, поискал другое занятие, но с 1984 года меня стали посылать в загранкомандировки, что подтягивало мой социальный статус аж к статусу мясника или продавщицы колбасного отдела.

   О том, что мы живём намного хуже, чем люди в «в мире, где всё продаётся и покупается», я знал из фильмов, книг, картинок каталога «Quelle»... Хоть ездил в загранкомандировки только в социалистические Чехословакию и Венгрию, укрепился в этом мнении дополнительно, ибо уступали мы в уровне жизни венграм и чехам, а у них окошко на Запад было приоткрыто поширше, знали они и рассказывали нам, насколько лучше люди живут в соседних ФРГ и Австрии. Поэтому, будучи членом КПСС, естественно, ни в какой коммунизм не верил, хоть не верил и в возможность возврата СССР к общецивилизационному пути развития. Не мог спрогнозировать Горбачёва, Ельцина, Гайдара...

   Членом КПСС был и мой отец, с какого года даже не знаю. Может и до моего рождения вступил. Работал он почти до пенсии начальником отдела КБ, когда надоело, поехал шеф-монтажником на АЭС, доработал там до пенсии. А помимо того у него было партийное поручение быть пропагандоном. Я абсолютно убеждён в том, что ни в какую победу коммунизма он не верил, тем более, ему как-то довелось съездить в командировку в Бельгию, увидеть своими глазами, насколько там люди живут лучше, чем здесь. Но были такие правила игры, тебе сказали этой @ернёй заниматься, ты и занимаешься. 

   Я и в комсомоле, и в партии тоже чего-то делал, понимая, что, главным образом, это пустые и никому не нужные мероприятия. Хотя доводилось и спортивные команды, и научно-технические конференции организовывать. Это всё же не столь бессмысленно.

   Отец посещал какие-то пропагандонские учения, услышанное пересказывал другим людям на политзанятиях, которые вёл. В 1996 году в первом туре он голосовал за Лебедя, на второй не пошёл. А вот тёща, никогда не бывшая членом КПСС, за Зюганова голосовала. Хотя и добавляла: «Ну, куда с такой рожей в президенты».

   «Я так думаю» (С), в грядущий коммунизм не верили абсолютно все, включая тех, кто делал комсомольские и партийные карьеры. Просто правила игры такие. Никто ни во что не верил, но все 3,14@@ели на тему грядущей победы коммунизма. Это я про семидесятые- восьмидесятые. Раньше, наверно, были искренне верившие. Вот, например, что пишет В.Н. Войнович в книге «Антисоветский Советский Союз»: 

   «Схема развития моего друга характерна для многих людей моего и нескольких предыдущих поколений. Бывшие марксисты и атеисты теперь пришли кто к православию, кто к буддизму, кто к сионизму, а кто к парапсихологии или бегу трусцой.

   А когда-то это были романтически настроенные мальчики и девочки. С пылающим взором и мозгами, забитыми цитатами из сочинений классиков единственно правильного мировоззрения. Я лично их опасался гораздо больше, чем профессиональных чекистов или стукачей. Те по лени или отсутствию разнарядки могли что-то пропустить мимо ушей. А эти, преданные идеалам, с принципиальной прямотой могли в лучшем случае обрушить на вас град цитат, а в худшем и вытащить на собрании, не пожалев ни ближайшего друга, ни любимого учителя ни папу, ни мамуТеперь эти бывшие мальчики и девочки в своих идеалах разочаровались. Некоторые из них отошли от активной деятельности, сосредоточились на своей работе истину или не ищут или ищут, но не в сочинениях своих прежних кумиров. И ведут себя тихо...

   ...Бывшие пламенные мальчики-девочки теперь иногда всерьез верят, что раньше все были такие, потому что они не слышали никого, кроме себя. Некоторые из них, провозглашая теперь антикоммунистические лозунги, опять кричат громче других, хотя именно им, хотя бы из чувства вкуса, следовало бы помолчать...»

   Это его эпоха, он на двадцать с лишним лет старше меня. В моё время таких пламенных сторонников идеи уже не было. Даже тех, кто пытался под пламенных косить. Занимались коммунистическим 3,14@@ежом с откровенным цинизмом, по их лицам и интонациям было понятно, что сами они в эту @ерню не верят.

   Вот от того же Войновича о правилах игры: «Возьмем для примера игрушечные выборы. Важного вида люди сидят за длинными столами, раздают бумажки, которые называются бюллетенями. В бюллетене указана фамилия единственного кандидата и любезно разъяснено, что остальные фамилии (которых нет) можно вычеркнуть. Другие люди чинно, торжественно и серьезно подходят, берут бюллетени, складывают их вдвое, опускают в щелочку. Потом игрушечная комиссия приступает к подсчету, хотя счет известен заранее. 

   Типичная детская игра в магазин, когда играющие расплачиваются за несуществующие товары клочками бумаги, обозначающими купюры разных достоинств. Так же советские люди играют в соцсоревнования, встречные планы, в собрания, митинги и демонстрации, посредством которых участники выражают единодушное игрушечное одобрение или справедливый, но тоже игрушечный гнев.

   Но при этом не следует забывать, что игра есть игра. Правила ее просты и понятны всем, как правила игры в дурака. Поэтому, нарушая правила, не пытайтесь кого-нибудь убедить, что вы их не знали...»

   Знал одного, учившегося в школе на класс младше меня, который стал в конце восьмидесятых зам.секретаря райкома по идеологии. Комсомольскую карьеру начал делать в вузе, в школе же был голимейшим рас3,14@@яем, как и все мы. Уж в ни в какой коммунизм точно не верил.

   И всё же помню одного из своего времени, который, похоже, верил в светлое будущее искренне. Потому что являлся абсолютнейшим мудаком, что видно было с первого взгляда. На роже написано. Инициалы его ВМЖ, почти, как в «Гранатовом браслете» (ППЖ), где-то лет на десять- пятнадцать старше меня. Первый раз мы пересеклись на кафедре атомного машиностроения, где я учился, а он ненадолго устроился типа лаборантом. И как-то раз мы слышали ор в его адрес со стороны зав.кафедрой, хотя не помню, чтобы тот ещё на кого-нибудь орал.

   После института я пришёл в КБ, где оказался в одном с ВМЖ отделе, только в разных секторах. Естественно, сразу после вуза я занимал низшую для человека с высшим должность инженера-конструктора. Он же был ведущим конструктором, что меня удивило, ибо, ну, видно же, что мудак. Ларчик открывался просто, помимо должности был он ещё и зам.секретаря партбюро по идеологии. То есть, его кто-то по партийной линии пристроил.

   Поработали вместе мы недолго, ибо на него несколько раз на при всех орал его начальник сектора, который потом стал начальником отдела, и за тринадцать лет моей работы в этом отделе, орал на моей памяти ещё на одну молодую незамужнюю женщину на пару лет старше меня. Рас3,14@@яйка, конечно, была отменная. Вспомнил, уже очень давно писал, что она вошла в историю отечественной атомной энергетики, благодаря инциденту, случившемуся с ней и её половым партнёром на одной из АЭС. Байку эту слышал позже в разных интерпретациях и разных местах, таки я с этой легендарной дамой был знаком лично. А начальник мне пересказывал содержание, поступившей на неё «телеги».

   В общем, выперли ВМЖ из КБ тоже, и оказался он пропагандоном при парткоме. Правда, приписан был к отделу главного технолога, но не работал там, только зарплату получал. Обычная система подвески. Не было у парткома по штатному расписанию столько должностей, люди, работавшие в нём числились инженерами, слесарями и т.п. То же касается, кстати, спортсменов. В СССР, как известно, профессионального спорта не было, все числились по разным предприятиям станочниками, милиционерами и т.д.

   И входило в обязанности ВМЖ проводить политзанятия с комсомольцами и комсомолками в различных подразделениях завода, в том числе том, где после окончания института оказалась моя жена. Проводились же занятия после окончания рабочего дня в том же помещении. Приходил он  к комсомолкам и политпросвещал их. 

   Несознательные же молодые женщины, у которых были мужья и дети, занятия эти игнорировали, ибо надо было бежать в магазин, чтобы купить хоть какую-то еду на ужин. Я вот сейчас хожу в магазин пару раз в неделю и покупаю, что хочу купить, ибо, что хочу, в магазине всегда есть, несмотря на то, что мои хотелки постоянно претерпевают изменения.

   Чуть менее же полвека назад в продовольственных магазинах еды было чуток больше, чем ни@@я, поэтому надо было бежать, занять очередь и хоть что-нибудь съедобное купить. А поскольку привилегированным классом де юре в совке были гегемоны, работу на градообразующем предприятии пригорода Ленинграда заканчивали они в 16 часов. Итээровцы же в 17-15, поэтому чаще всего, приходя в магазин, люди с высшим видели, что еды в нём уже нет.

   ВМЖ не желал мириться с тем безобразием, что комсомолки не ходят к нему на занятия, где он рассказал бы им о грядущей победе коммунизма, поэтому как-то раз припёрся к начальнику моей жены, у которого работали аж целых несколько комсомолок с детьми и стал требовать, чтобы он обеспечил их явку на занятия. Не помню, был ли этот начальник членом партии, но человеком оказался адекватным. Наорал на этого ВМЖ и послал его. Причём, именно, как я и сформулировал, мол, им же за едой в магазин бежать надо.

   А в ноябре 1991 года ВМЖ покончил жизнь самоубийством. Предположу, искренне в эту @ерню верил. Во-вторых, его специфическая профессия в наступающем рынке оказалась совершенно невостребованной, а больше он ничего не умел и учиться не хотел. Я вот, например, из ядерных конструкторов в рекламщики переквалифицировался. Учиться, между прочим, пришлось. И обнаружил в рекламной деятельности тысячекратно больше креатива, нежели в инженерной.

   Резюмируя. Не могу не верить Войновичу, что в его молодости, пришедшейся на конец сороковых- пятидесятые, некоторые люди из его окружения искренне верили в марксизм-ленинизм и победу коммунизма. В мои семидесятые- восьмидесятые таких абсолютно точно не было среди моих сверстников, да и среди сверстников Войновича, коих я знал во множестве, в том числе членов КПСС. Исключение ВМЖ, больше таких мудаков не встречал.

   Просто были правила игры, которые, если ты хотел относительно сносно жить, надо было соблюдать. Кто не хотел по этим правилам играть, шли в дворники и сторожа. Если ты одинок, можно и так. А если на тебе ответственность за благополучие других...

   ИСТОРИЯ ОТ RAZDOLBAEFF`A

Комментариев нет:

Отправить комментарий