вторник, 8 декабря 2020 г.

Век живи- век учись

    При засыпании вчера вечером в мою голову внезапно пришла очень простая и логичная мысль, которая могла туда прийти около шестидесяти лет назад, но почему-то не пришла, скорее всего потому, что было пох. А тут засыпаю и вдруг торкнуло...

   Начну словами, которые произносит персонаж фильма Элема Климова «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён», не помню в каком контексте: «Когда-то я тоже был маленьким мальчиком...». И вот, когда я им был, меня водили иногда (детский сад я не посещал, благодаря чему вырос либерастом и раздолбаем, хотя многие отказывают мне в праве носить второе гордое звание) меня водили на разные утренники- @уютренники и ёлки- @уёлки.

   Эти ёлки и утренники вели массовики-затейники, тётю, занимавшуюся этим в масштабах пригорода Ленинграда Колпино, я помню по сей день, хотя её давно, полагаю, нет в живых, её дочь была старше меня. Эта тётя учила нас танцевать танцы, из которых я помню названия полька, краковяк и летка-енка (йенька).

   Ни мелодий, ни каких-либо па из первых двух не помню напрочь, а вот насчёт финского бального танца, как его называет Википедия, могу вспомнить и оригинальную (нам так говорили) финскую мелодию, также мелодию и слова советской песни в исполнении Эдуарда Хиля: «Раз-два, туфли надень-ка, как тебе не стыдно спать...» Во чего помню! Кстати, гуглится, можете послушать. 

   И сплясать могу, суставы и мышцы ног, несмотря на возраст, покуда в порядке, я на ветеранских соревнованиях спринт бегаю. Летка-енка, скорее всего, сохранилась в памяти и потому, что танцевали мы её чуть не до окончания школы, то есть, на вечерах для старшеклассников.

   А вот польку и краковяк не помню совершенно. И вчера при засыпании вдруг торкает ни с того, ни с сего мысль, что название краковяк происходит от польского города Кракова. «Конгениально!», -как говорил Остап Ибрагимович Ипполиту Матвеевичу.

   Почему раньше не возникло столь простой ассоциации? До какого возраста мне доводилось танцевать этот краковяк, не помню. Вряд ли позже девяти танцевал. Когда услышал про этот польский город?.. Трудно сказать. Вообще-то я домашний книжный мальчик из люмпен-интеллигентской семьи. Люмпен в смысле финансового состояния. Все вокруг были люмпены. Люмпен-инженеры, люмпен-музыканты, люмпен-секретари райкомов партии. Марксистский социализм- это равенство в нищете.

   И у меня помимо книжек были географические атласы, которые я разглядывал, знал многие города и страны. Единственная оставшаяся в живых представительница предыдущего поколения моей родни, ныне вполне и@анутая тётушка, хоть и ненамного старше меня, в годы, когда я уже был постарше, любила вспоминать, что, когда был совсем мелким шкетом, знал название города Тегусигальпа, и столицей какой страны он является. То же название (как страны) носило место, которое чаще всего чесалось у советских граждан.

   А вот когда узнал про существование Кракова, не помню. Пожалуй, раньше 1967 года, когда на экраны вышел фильм «Майор Вихрь», события которого происходят в Кракове. Только название танца к этому времени из мозгов уже выветрилось. И вот вчера, на шестьдесят седьмом году жизни, во время засыпания два этих слова каким-то образом, пробегая мимо друг друга по нейронным сетям, вдруг случайно зацепились и...

   Помимо танца краковяк и города Кракова, знаю ещё краковскую колбасу. Не знаю, ел ли её в советские времена, ибо в СССР с колбасой, особенно полукопчёной, напряг был. Вот полтавскую за 3-60 помню, стоял за ней во время московской командировке полтора часа в очереди в гастрономе на Сретенке. В сентябре. К новогоднему столу. Помню, что профессор Преображенский покупал краковскую колбасу для Шарика, а горничной Зине, заботясь о её здоровье, есть эту гадость категорически запрещал.

   Ещё знаю, что в Кракове есть основанный в 1364 году (почти на 400 лет раньше Московского) университет, который закончили многие знаменитые люди, например, первый беларуский первопечатник Франциск Скорина (роль в кино исполнил Олег Янковский), русский первопечатник Иван Фёдоров, а также папа римский Иоанн Павел II.

   Университет называется Ягеллонским по имени короля Польши Ягелло, приходящегося сыном литовскому князю Ольгерду и внуком тверскому князю Александру, казнённому в Орде по навету московского князя Ивана Калиты. В 1380 году Ягелло, будучи литовским внязем, напутствованный матерью Иулианией Александровной, шёл на подмогу Мамаю, чтобы принять участие на его стороне в Куликовской битве против ордынского ставленника московского князя Дмитрия. Не успел Ягелло на один дневной переход. Отчасти по этой причине России по сей день не удаётся стать составной частью Цивилизации Ровных Дорог и Чистых Туалетов.

   Четырнадцатый век- ключевой отрезок российской истории, период борьбы Великого княжества Литовского и Русского и Тверского княжества с одной стороны, Орды и Московского княжества с другой. В итоге Орда, то есть, дикость и варварство победили, принесённые завоевателями с востока порядки до сих пор остаются главными в России. А цивилизация ушла далеко вперёд.

   Про события четырнадцатого века статьи:

   -День в истории. 21 ноября 1325 года;

   -День в истории. 26 августа 1382 года и другие.

Статьи о политике и экономике

Статьи о спорте и здоровье

Статьи о религии

Беллетристика от Razdolbaeff`a

История от Razdolbaeff`a

Комментариев нет:

Отправить комментарий