понедельник, 30 июля 2012 г.

О святости и святых


      Ввязался тут в диалог на Гайдпарке . Там один доморощенный теолог с сайта меня в католицизме обвинил, невероятно этим удивив. Мне из ветвей христианства как-то ближе протестантство с его одобрением эффективного труда в целях личного обогащения. Хотя «тараканы» раннего протестантства (кальвинизм, пуританство) мне не близки.
      Приверженец РПЦ с Гайдпарка, Виктор Душнев, ересью католицизма называет признание «святости» живого папы Римского. В связи с этим у меня и возникает вопрос, а что это слово вообще означает.
      Кстати, на вопрос о различиях в символе веры публика, оживленно дискутирующая в Гайдпарке на религиозные темы, мне так и не ответила. Видимо не знают… Я же на этот счет полагаю, что люди всерьез обсуждающие и до хрипоты спорящие, исходит ли Святаг Дух тока от Бога отца или от отца и сына вместе взятых… Ну, в общем, это не ко мне, это к дохтуру…
      Вообще-то активный базар на сайте ведется вокруг Pussy Riot, и я по этому вопросу уже высказывавшийся в материале «О Pussy Riot подумалось…И о божественном…»  , еще раз зафиксирую позицию:
1.      Девчонки совершили «мелкую хулиганку». Пятнадцать суток или штраф, а они уже полгода сидят.
2.      Мы живем в светском государстве. Понятие «святое место» юридически не закреплено ни в Конституции, ни в Уголовном или Гражданском кодексе. Поэтому пение и танцы на амвоне церкви юридически не отличается от аналогичного деяния, совершенного в вагоне электрички, общественной бане или универсаме «Пятерочка».
     Продолжу. Насчет терминов «святость» и «святое место», «святые» хочу разобраться, что это такое. А то слова есть, а какому понятию они соответствуют как бы не вполне определено.
      Вот у вовочкиной учительницы, помнится, наоборот было, она ему: Вовочка, что это ты за слово такое сказал, «жопа»? Нет такого слова. Вовочка недоуменно: Как же так Марья Ивановна, жопа есть, а слова нет?
      А со святостью вроде как и наоборот получается…
      Не буду за католиков, вот у РПЦ основным критерием канонизации служил дар чудотворений…
      Так… Это еще что такое?
      Это вот не я, это Лео Таксиль («Забавная библия», «Забавное евангелие», читанные мною в подростковом возрасте книжонки) писал, что если при нем кто оживит мертвеца или накормит одним хлебцем тыщу человек народу, то он уверует незамедлительно. Присоединяюсь…
      Ну, почему в моем присутствии никто никакие чудеса не творит? Всяких- разных копперфильдов ввиду не имею. Это просто ловкость рук и техническое оснащение.
      Про врачевание… Что, мол, святые умели болезни исцелять. Тут я абсолютно убежден и писал об этом в своих статьях («Хочешь быть здоровым? Будь им…» ), что для того, чтобы быть здоровым или излечиться от болезни психотерапевтический эффект в огромном числе случаев более важен, нежели лекарства или медицинские процедуры. Т.е., внушением или самовнушением можно излечить болезнь.
      Или не болеть. И быть таким, как я в свои пятьдесят восемь лет. Смотришь на себя каждое утро в зеркало и говоришь: «Ну, что у тебя может болеть?». И не болит…
      Помимо чудес для признания святым церковь, безусловно, и иные критерии применяет. А то ведь людей с сильной энергетикой, умеющих влиять на других, не так уж мало. Что Григорий Распутин реально положительно влиял на здоровье царевича Алексея известный факт. Ну, Джуна Давиташвили и прочие… Но святыми их церковь не считает. А вроде как и наоборот. Мол, их дар не от Бога…
      Дабы своими словами не пересказывать критерии святости, дам цитату с какого-то церковного сайта:
     “1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия (на основании такой веры прославлялись праотцы, отцы, пророки и апостолы).
     2. Мученическая за Христа смерть, или истязание за веру Христову (так, в частности, в Церкви прославлялись мученики и исповедники).
     3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков — мощей (преподобные, молчальники, столпники, мученики-страстотерпцы, юродивые и др.).
     4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.
     5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.
     6. Добродетельная, праведная и святая жизнь.
     7. В семнадцатом веке, по свидетельству Патриарха Нектария, три вещи признавались причиной истинной святости в людях:
     а) Православие безукоризненное;
     б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;
     в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.
     8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни”
      Здесь, очевидно, одним из важнейших критериев является п.6. Добродетельная, праведная и святая жизнь. Действительно, в русской традиции святой- это тот, кто ведет уединенный, отшельнический образ жизни. Сидит себе в лесной избушке, не делает ни хрена, а только Богу молится…
      Вот отец Сергий у Льва Толстого… Сам Лев Николаевич, кстати, тоже персонаж прелюбопытнейший. Уж такой ходок в молодости был, а как у самого стоять перестал, взялся другим нравственную чистоту проповедовать…
     Значит, отец Сергий… Сидел себе в избушке, не делал ни хрена, Богу молился. А баба к нему молодая, толстая и глупая пришла и захотела, чтоб он ее оттрахал, так он вместо того, чтобы женщине в беде ее помочь, взял, да и палец себе топором отхреначил. Вот, что значит святость…
     А то еще один весьма почитаемый РПЦ святой. Святой и равноапостольный князь Александр Невский.
     Разберемся с этим персонажем. Касаемо происхождения погоняла Невский, то основа его весьма мифологична. Якобы шведский ярл Бергер на 120 кораблях вошел в устье притока Невы, реку Ижо.а (о происхождении названия этой реки в рассказе «Который год течет река Ижо..» ). Я неподалеку от этого устья живу. Наверное, Бергер те 120 кораблей в магазине «Детский мир» покупал…
      Вот. Юный князь с дружиной малой на шведов напал и порубил их. Ну, за подвиг тот и погоняло получил. Как лет 750 спустя стали там всяких кемеровскими, тамбовскими, солнцевскими называть…
     Только почему-то шведская история про сие событие не знает ничего. А знает финская. Упоминая нападение в том районе в то время на миссию финского по происхождению епископа.
      Могут сказать, чего ж шведам в летописи про поражения свои писать. Да вот пишут… В конце того же 13-го века в устье уже Невы, в районе Васильевского острова, была битва шведов с новгородским ополчением, и разгромили там шведов…
     Но. Историю пишут победители, а Новгород в русской истории сторона проигравшая…
     Потом битва на Чудском озере. Ледовое побоище… Германская и эстонская истории как-то вскользь об этом поминают. Хотя эстонцам тоже особо верить… Ну, типа, они сейчас упирают, что они завсегда на стороне немцев были…
     Одна из версий, после выхода на экраны фильма Эйзенштейна «Александр Невский» была изложена в учебнике «История СССР» для 4 класса. Немцы наступали с западного берега озера, дружина Александра встретила их у восточного, после битвы немцы побежали, провалились под лед и утонули.
      Происходило действие 5 апреля по григорианскому календарю, значецца, примерно 12-го по юлианскому…
      Въезжаете, нет?.. Какими мудаками надо быть, чтобы 12 апреля через озеро по льду всей шоблой на конях и в железных латах хреначить…
     Более похожая на правду версия гласит, что в 1240 году жители Пскова наняли для охраны немецкий гарнизон. От кого охраняться?.. Да от того же Александра Невского с ручонками его загребущими…
    Ну, потом по весне 1242 года в финансовых вопросах разногласия возникли, гарнизон из Пскова свалил и по3,14здовал к Чудскому озеру. А там им Саша засаду-то и устроил…
     Но все это не столь важно. А важно то, что в 1237 году на Русь монголо-татары напали. Не знаю, насколько уместно в этом термине ига упоминание мирных и незлобивых скотоводов из пустыни Гоби. Хотя, говорят, при раскопках Киева немало монголоидных черепов обнаружили…
     Сашин папа Ярослав на помощь владимирскому князю, брату Юрию, на реку Сить с подмогой не пришел, хотя тот ждал. После поражения Юрия быстренько выклянчил себе у монголов княжение во Владимире. Потом во время служебной командировки в Орду помер. Говорят, отравили…
     Владимирский престол достался младшему брату Александра- Андрею. Александр настучал монголам на братца, что он замыслы антимонгольские имеет и контакты с представителями западных стран поддерживает. Те Андрея от власти отстранили, и он вынужден был бежать в Швецию.
      А когда на Руси вспыхнули антимонгольские восстания, Александр, не сумев подавить их силой только своей дружины, обратился за помощью к монголо-татарам и вместе с войском темника Неврюя жестоко потопил в крови это восстание.
     Вот такой вот святой и равноапостольный, блин… Главный его подвиг- лизание жопы монголо-татарам.
      Аналогичный «подвиг» в двадцатом веке совершил во Франции маршал Петен, сдав Францию немцам. Только почему-то эти глупые французы не считают его святым и равноапостольным, а напротив, приговорили к смертной казни, заменив пожизненным заключением.
     Так почему же РПЦ Александра святым считает? А он целку православную не дал порвать. К нему, говорят, папа Иннокентий IV обращался с предложением перемены веры за помощь Европы в борьбе с монголами. А только на хрен было князю и церкви с монголами бороться. РПЦ получила от монголов невиданные привилегии, в том числе имущественные: владения землями и т.д.
     Про коллоборационизм РПЦ в тринадцатом веке статья историка Александра Янова .
     Вот я не знаю, как кому, а меня совершенно бы не плющило от того, что церковь у нас сейчас была бы католическая. Или униатская. Или протестантская. Плевать. Вообще предпочитаю быть сам по себе…
     А то, что мы, благодаря этому могли бы поближе к Европе в культурном и технологическом плане быть, то факт очевидный.
     Мальчик, где бы ты больше хотел жить, в Германии или Монголии?.. То-то и оно…
     Так нет, РПЦ с князюшкой выбрали за нас всех Монголию, и столько уж веков из дерьма выбраться не можем… Рабство в мозгах…
     Ну, тоисть, если у РПЦ все святые такие, то мне с нею на одном болоте срать как-то не комильфо…
     А вот пример один жизненный. Как-то так, есть у меня знакомая в Интернете. Врач. Наверное, хороший, нередко за главврача больницы остается, ну, а, когда на медицинские темы высказывается, эрудиция во все стороны так и брызжет…
     Прочтешь, не обижайся, я же без ников и имен…
     39 лет, жительница Москвы, старшей дочери 21 год. От мужа дочь, от мужа…
     Феминистка (я ее обозвал, а она согласилась), ходит на антипутинские митинги, выступает в поддержку Pussy Riot.
      Инсайдерская информация: курила, но бросила. Алкогольные напитки употребляет, матом ругаецца… В прошлом имела внебрачные половые связи…
      Со всех сторон не святая… Про старшую дочь, правда пишет, что та «правильная и спокойная». Ну, да еще не вечер…
      И вот при этом обе, мать и дочь, в свободное время волонтерами помогают в хосписе для больных детей. Я об этом, кстати, случайно узнал, специально мне не хвасталась. Просто считают своим долгом помогать и помогают.
     И по мне такие вот грешницы куда правильнее ни … не делающих, ведущих «праведный» образ жизни святых. И патриархов с часами в десятки тысяч евро и зарубежной недвижимостью… При огромном числе больных детей…
     Так что святость, святой, святое место… Условно все это…
     То, что свято для одной, в среднем не самой образованной части населения, может быть вовсе не свято для другой…
     А если завтра появится группа населения, которая объявит священным предметом унитаз. Она, что получит право обвинять других граждан в том, что они в эти унитазы срут?.. Э?..

Другие статьи по истории

1 комментарий:

  1. Анонимный9 мая 2014 г., 15:22

    Дорогой автор, прочти, пжлста, мое краткое письмо о "Пуськах": http://maxpark.com/user/3683275075/content/1450646 - тебе будет полезно. Так как я тебя полюбил, посмею утрудить немного поучениями: ты слегка не понимаешь, как может грешник стать святым (я не про православных). Есть такой пример - я. Самое главное мое достоинство - это скромность ;-). Но я про другое. Был обыкновенным мерзавцем: лабал на гитаре в ресторане, много пил и трахал баб. Пока в 40 лет не встретил Бога. Бог был настолько реальным, что я вдруг обнаружил отсутствие рефлекса: на столе стоит водка, пиво и закуска - а у меня НЕ БЕЖИТ СЛЮНА. Точно также потерял интерес и к бабам - но не к жене. Заметь: получилось не так, как ты писал: хрен упал - и стал святым. Хрен стоит, и бороться с этим приходиться - но только тогда, когда я не исполнен Духом Святым. Когда исполнен - всё легко и естественно. Как твоя знакомая (респект ей!) - хожу в тубдиспансер, работаю священником (протестант) в 3 зонах: двух туберкулезных и одной СПИДовой. Убираю за наркоманами рвоту, за БОМЖами - вшей. Оно мне надо - как ты думаешь, брат? Может, я притворяюсь? Или мне не то внушили?
    PS: капча выдала слово Lord. Случайность, конечно ;-)

    ОтветитьУдалить