суббота, 20 августа 2022 г.

День в истории. Танки идут по Праге...

 

   Статью с подробным описанием событий и почти таким же названием писал три года назад к пятидесятилетию: «День в истории. Ровно полвека назад. Танки идут...». Поэтому тут не столько описание событий, как личные комментарии к ним.

   Сообщу лишь, что операцию не то юмористы, не то сатанисты из Генштаба назвали «Влтава-666». Влтава- река в Праге. Переходил её по Карлову мосту лишь один раз в 1989 году. Начало событий датируют обычно 20 августа 1968 года, но это боевая тревога в частях прозвучала в 23 часа, а советский пассажирский, заметьте, самолёт Ан-24  с десантниками на борту запросил аварийную посадку в аэропорту Праги в 2 часа ночи 21 августа. Разрешение было дано, и вторжение началось.

   Ночью были арестованы премьер-министр Черник, первый секретарь ЦК КПЧ Дубчек, ещё несколько членов ЧК. Первый погибший пражанин у здания ЦК. Потом ещё 17 погибших и несколько десятков раненых около «Радио Праги». Проснувшиеся пражане стали строить баррикады, вот и... Подробнее в статье трёхлетней давности.

   В социалистической Чехословакии я впервые побывал в октябре 1987 года, последний, пятый раз в июне 1989. Ездил на ядерно-энергетическую «Шкоду» в Пльзень. У нас полным ходом шла перестройка, может не всё, но многое о событиях шестьдесят восьмого читающие и думающие люди, к числу которых имею наглость отнести себя, уже знали. А вот у чехов «ихний» КГБ, можно я не буду вспоминать его точное название?, ещё лютовал. Бархатная революция случилась в ноябре.

   Примерно в том же восемьдесят девятом мой более молодой коллега (хотя и я ещё не старый был- 35) спросил начальника конструкторского отдела приводов СУЗ ядерно-энергетической «Шкоды» Яна Здебора о его отношении к шестьдесят восьмому, тот просто промолчал. Имя фамилия легко гуглятся, был не так давно техническим директором Scoda JS, после техническим советником генерального директора.

   Мне от других людей известно, что у совсем ещё юного, восемнадцатилетнего Яна в августе 68-го родилась дочь. Он пошёл с цветами в роддом, там в отличие от СССР, папаш пускали. Но его туда не пустил стоявший у входа с автоматом советский солдат...

   В тех пяти командировках... Слюноотделение от предвкушение вкуса пива, бокал которого я выпью, как только пройду таможню и границу в пражском аэропорту, начиналось примерно за месяц до рейса Пулково- Прага... В тех пяти командировках дважды чешские продавщицы примерно лет сорока отказывались понимать меня по-русски. Хотя мы оба понимали, что я понимаю, что она понимает. («Я оглянулся посмотреть...»(С))

   Я был уже вполне взрослый дядя и не обижался. Их правоту не отвечать мне понимал абсолютно. Ну, вот если предположить, что нашу территорию захватили некие азиаты или кавказцы, я продавец в магазине, а азиат или кавказец обращается ко мне на своём языке. Имею я право сделать вид, что не понимаю, даже если понимаю? Благодаря этим продавщицам во мне развился вариант патриотизма по польскому диссиденту Адаму Михнику, определяемый мерой стыда, который испытываешь за преступления, совершённые от имени твоего народа. В отличие от иных видов патриотизма по Бернарду Шоу, Оскару Уайльду, Л.Н. и А.К. Толстым, А.П. Чехову и многим другим. Подробнее...

   Да. И с той поры во всех спортивных международных соревнованиях всегда болею за чехов. С 2014 года ещё за одну страну. За газпромовский «Зенит», будучи коренным ленинградцем- петербуржцем не болею совсем. Хотя болел до «Газпрома». А чемпионат мира по хоккею 1969 году перенесли из Праги в Стокгольм. И чехи в двухкруговом турнире дважды обыграли в СССР. Тогда я, четырнадцатилетний подросток, болел за СССР. Сейчас задним числом восхищаюсь победами чехов. Это ж какой выплеск нервной энергии, потом сил на Канаду и Швецию у них уже не было.

   И про «всемирно историческое значение», как любили говорить в СССР. «Пражская весна» давала шанс экспериментально проверить теоретический тезис о возможности социализма с человеческим лицом. Которое у него за сто с лишним лет экспериментов никто никогда не видел. Видели мурла Ленина, Сталина, Муссолини, Гитлера, Мао, троих Кимов, Пол Пота... Самое человеческое из перечисленных у дуче. Никаких концлагерей и расстрелов. Противников режима лишь насильно касторкой поили, как папу Феллини в «Амаркорде»...

   А вот чехи бы и показали возможно или нет. Теоретиком этого социализма с человеческим лицом был друг Горбачёва по МГУ и общаге  Зденек Млынарж. Либеральные реформы Вацлава Клауса, последовавшие за бархатной революцией, он не принял. Не сложилось. Так и не увидел мир такого социализма. Под последним термином принято понимать строй с общественной (то есть, государственной, госкапитализм по Ленину) собственностью на средства производства. Социально-ориентированная рыночная экономика Эрхарда или «шведский социализм»- это всё же другое...

ИСТОРИЯ ОТ RAZDOLBAEFF`A

Комментариев нет:

Отправить комментарий