Семнадцатого августа 2023 года дефолту исполнилось двадцать пять лет...
Намбаван. Я знаком с недавним текстом Алексея Н., отчасти согласен, отчасти нет. Многое, что там написано, обсасывается последние минимум двадцать лет. Согласен, что жёсткая президентская Конституция привела Россию в сегодняшний день. Хотя она не выполнялась де факто чуть не с самого начала нулевых. Чтоб не быть голословным, Статья 31.
А как можно было иначе в девяностые, чтобы сегодняшняя жопа не случилась уже тогда? Об этом писал в статье «Между Сциллой и Харибдой». России не проскочить в сей зазор без периода просвещённого (sic!) авторитаризма. Как писал Ли Куан Ю: «с британским буржуазным образованием». Ну, да, вместо просвещённого выбрали по Талейрану, во всём сером. Как выбирали, описано...
Даже Черчилль говорил (не дословно, по памяти), что лучший довод против демократии- пятиминутный разговор с избирателем. Так это там у них. Где Magna Chartum Libertatum больше восьми веков назад была. А тут уже чуть меньше тех же восьми веков «монголо-татарское иго». Ну, да, центр не в Гоби, а на Восточно-Европейской равнине. Ничего ж не изменилось в бОшках...
Кратко, о чём писал не раз. В 1993 я и подавляющее большинство моих знакомых были на стороне тех, кто стрелял в Белый дом, а не кто там сидел. Этой позиции я не изменил. И не изменю. Поздно. «Потому что поротая жопа...» Потому что эти суки хотели отобрать у меня и моих близких право на достойную жизнь. Которая в октябре 93-го уже виднелась. Хоть годков десять- пятнадцать мы ей пожили. В случае победы Руцкого- Макашова вряд ли. Посмотрев утром 4 октября репортаж CNN уже не дома, вздохнул спокойно.
В 1996 я, как мои близкие и многие знакомые, голосовал за Ельцина. Не сердцем, как предлагала реклама, а совершенно осознанно. По той же причине. Несомненно, рекламный бюджет Ельцина намного превышал бюджет оппонента. «Семибанкиры» скинулись. И подавляющее большинство журналистов было на его стороне идейно. Что вполне понятно. Альтернатива страшила.
Насчёт залоговых аукционов. Да, несправедливо с формальной точки зрения, но... Что нужно государству и простым людям (когда государство выражает их интересы) от бизнеса? Налоги, налоги, ещё раз налоги. «Юкос» в руках государства был убыточен при 20 долларах за баррель, в 1998 прибылен при 12 долларах. Что от госпредприятий налогов нет, а от частного бизнеса есть, говорил налоговый министр Починок. Хотите иметь налоги, с которых вы жрёте, миритесь с существованием частника. Вам справедливость или эффективность?
В подтасовках выборов 1996 года сильно сомневаюсь. Или спрошу: а в чью пользу подтасовки? Забыли термин «красный пояс»? В подавляющем большинстве РФ губернаторами были представители КПРФ. И никакой «вертикали власти» не было. Так чей приказ выполняли «кристально честные» учительницы мухосранских и усть-перепесдюйских школ при подсчёте голосов? Кремля, который далеко, или непосредственных начальников?
Зато в 1997 году в страну пошли инвестиции. «Возлагались огромные надежды на то, что будет положен конец гонке вооружений и около 250 миллионов человек вернутся в лоно капитализма. Повсюду царила деловая активность. Страна развивалась прямо на глазах. Мы чувствовали это» (Инвестиционный менеджер МакГиннис). Именно в 1997 году была создана, например, компания «Форд Мотор Компани», построившая чуть позже под Питером первый в России автосборочный завод. Потом их стало больше.
Но. С конца 1997 года в Юго-Восточной Азии развивался финансовый кризис. Нефть падает, денег всё меньше и меньше... Фондовый рынок падает тоже. Ельцин меняет премьера... Правительство пытается продать государственную «Роснефть» хоть за сколько (ой, сколько сегодня было бы воплей, если б удалось), никто не берёт, нах надо при таких ценах на нефть...
Президент меняет главного налоговика Починка на Фёдорова, назначает Чубайса переговорщиком с МВФ, олигархи требуют перестать поддерживать курс рубля, Камдессю говорит, что России надо дать денег немедленно, иначе 3,14@@ец. Нефть 11 долларов...
Тогдашние события в мире не ограничиваются одной лишь экономикой. Во Франции, например, с 10 июня по 12 июля проходит шестнадцатый чемпионат мира по футболу, «Какая боль, какая боль...», Ширак, прыгающий в шарфике своей сборной... В США в то же самое время обсуждали неподобающее поведение президента на рабочем месте...
14 августа прилетевший в Великий Новгород на вертолёте Ельцин в телевизор говорит, что девальвации не будет.
15 августа правительство начинает обсуждать план реструктуризации госдолга (анекдот эпохи: "Господи, реструктурируй нам долги наши...").
16 августа Кириенко приезжает к Ельцину и согласовывает антикризисные меры, включающие отказ от обязательств по госдолгу и девальвацию рубля.
17 августа государство объявляет дефолт, то есть, отказ платить по долгам. Газета "КоммерсантЪ" 18 августа:
Я отнёсся к случившемуся спокойно и рационально. Накопления с 1990 года, когда ещё действовала Статья 88 УК РСФСР, делал почти только в валюте. Немножко имел акций, которые пошли в рост в 1997, рухнули после дефолта, вновь стали расти в 1999. Полученную как раз в дни дефолта приличную сумму в рублях вложили в одежду, насчёт соли, сахара и подсолнечного масла не парились.
Но конечно, было неприятно. Жизнь после провала конца восьмидесятых- начала девяностых несомненно налаживалась. В 1991 году видеомагнитофоны были предметом роскоши, за них убивали. В девяносто восьмом были практически у всех, вместо кассетного формата VHS уже продавались DVD, народ менял старые видаки на новые. Подростки осваивали компьютеры, у многих уже были дома, для тех, у кого не было, появились компьютерные клубы.
И вдруг дефолт, показавшийся сперва глобальным 3,14здецом. Мол, как там у них Великая депрессия. Через полгода примерно: «А, невелика депрессия...». В стране, благодаря реформам, появились люди, вкусившие экономической свободы, и система, не мешающая людям делать дело, зарабатывать деньги. Мешали бандиты, но во второй половине девяностых стало уже поспокойней, да и без погонов те бандиты были. Бандита без погонов можно застрелить, в погонах не дадут.
Поэтому, когда к лету девяносто девятого нефть слегка двинулась вверх, а доллар был дорогой после дефолта, многие, кто раньше торговал импортом, стали создавать производства. Импортозамещение без всяких указок партии и правительства. Одна только «невидимая рука». Начали пищевики, буквально через год в миллениум появились небольшие машиностроительные фирмы, выпускающие оборудование для них. Очень хорошо помню, рекламой занимался, это были мои клиенты, раскручивал их.
А нефть росла, денег в стране становилось больше, то есть, экономическая кровеносная система заполнялась своей кровью- деньгами. К лету 2008 года нефть 144 доллара стоила против 9 в 1998. Предприниматели, начавшие в девяностые, богатели, давая пример другим молодым людям. Вновь пошли в Россию иностранные инвестиции, те же автосборочные заводы росли, как грибы, в Питере пять штук. И прочие производства. Можно я не буду перечислять все предприятия иностранного бизнеса в Питере, где живу и около. До факаной мазы их было. Давали рабочие места и налоги в бюджет. Сейчас почти все уже ушли.
Всё бы могло прекрасно сложиться в России, но одновременно с идущим из девяностых импульсом реформ, появился противоположный вектор. Вмешательство в бизнес государства и силовых структур. На официальном («Юкос», например) и неофициальном уровне. Второй называется коррупцией, про него власти всё известно, как выразился один из идеологов режима А.Г. Дугин: «Все виды коррупции можно разделить на две части- коррупция патриотическая и коррупция компрадорская...» Вы поняли, да? Патриотам можно.
В 2008 вновь случился кризис, обычное явление, ещё Маркс писал. В кризис происходит очищение от неэффективных элементов, затем следует новый рост. В России нового роста («отскока»), как в девяносто восьмом, уже не случилось. Созданные в девяностые рыночные механизмы оказались не то чтобы уничтожены, но серьёзно заторможены. Все эти «Ленты», «Магниты», «Пятёрочки» и прочие, где есть и еда, и одежда, и бытовая техника... созданы в девяностые. Покуда живы...
В девяностые- начале нулевых молодые, образованные, умные и энергичные пёрли в частный бизнес. Ибо там ум, энергия и предприимчивость позволяли заработать больше. Бандитов девяностых во внимание не принимаем, отморозков во второй половине десятилетия было уже мало, поубивали в разборках...
Где-то с середины нулевых (дело Юкоса) молодые, образованные и умные без моральных комплексов пошли во власть (с погонами или без, пох). В госслужбе стало намного выгодней, чем своими мозгами и пердячим паром зарабатывать... С моральными стали задумываться насчёт съе@ать. Статистика съя@ываний легко гуглится.
Ну, и что имеем, то и имеем. Как чего было в статьях:
Комментариев нет:
Отправить комментарий