ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2
"Помню был поэт Гомер, помню U=IR, мне по жизни это круто пригодилось..." (Профессор Либединский)
„Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров“ (Фрэнсис Бэкон)
«Богатство страны не обязательно строится на собственных природных ресурсах, оно достижимо даже при их полном отсутствии. Самым главным ресурсом является человек. Государству лишь нужно создать основу для расцвета таланта людей» «Без экономической свободы никакой другой свободы быть не может» (Маргарет Тэтчер)
«Экономическая свобода — это свобода любой деятельности, включающей право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность» (Фридрих Август фон Хайек)
"..Я нередко видел, как они, разложа товар свой (как то: меха и т. п.), всё оглядывались и смотрели на двери, как люди, которые боятся, чтоб их не настиг и не захватил какой-нибудь неприятель. Когда я спросил их, для чего они это делали, то узнал, что они сомневались, не было ли в числе посетителей кого-нибудь из царских дворян или какого сына боярского, и чтоб они не пришли со своими сообщниками и не взяли у них насильно весь товар. Вот почему народ (хотя вообще способный переносить всякие труды) предаётся лени и пьянству, не заботясь ни о чём более, кроме дневного пропитания. От того же происходит, что произведения, свойственные России (как было сказано выше, как то: воск, сало, кожи, лён, конопля и проч.), добываются и вывозятся за границу в количестве, гораздо меньшем против прежнего, ибо народ, будучи стеснён и лишаем всего, что приобретает, теряет всякую охоту к работе..." (Джайлс Флетчер, дипломат, «О государстве русском», 1591 г.)
Фрэнсис Бэкон жил в конце шестнадцатого- начале семнадцатого веков, поэтому поставил на первое место в деле обеспечения благоденствия нации плодоносную почву, хотя Англия отнюдь не обладала и не обладает самыми плодородными почвами планеты Земля. Из Педивикии:
«Страны, обладающие наибольшей площадью плодородных земель от общей территории — Куба, Уругвай, Венгрия, Мозамбик и Таиланд. Самыми плодородными считаются аллювиальные почвы (Дельта Нила, Бангладеш, Бенилюкс, Хуанхэ, Янцзы) и степи от Дуная до Амура.
В 90-е годы XX века ряд ученых из различных стран составил список стран, способных прокормить наличествующее тогда население Земли: Австралия, Аргентина, Бразилия, Индия, Канада, Китай, Конго, Россия и США»
Как видим, к так называемому первому миру среди обладателей «плодоносных почв» относятся США, Канада, Австралия и крошечный кусочек Европы- Бенилюкс. А в странах, где почвы наиболее плодородные, порой и жрать-то нечего. Что подтверждает высказывания Железной леди.
Замечу, Бэкон назвал условиями благоденствия также деятельную промышленность и лёгкость перемещения людей и товаров, последнее как раз и является экономической свободой, о которой Тэтчер и Хайек, а без этого условия деятельной промышленности быть не может.
Дабы закончить с плодородностью почв, поведаю, что треть территории Израиля занимает пустыня Негев, тем не менее один работник сельского хозяйства этой страны кормит 95 человек. В США- 75, в России- 15. Хотя упомянутые выше плодородные земли степей от Дуная до Амура значительной частью расположены как раз на территории России. В Израиле также и самая высокая в мире средняя удойность коров- 12000 литров в год. В США- 10000, России- 6000. Чтоб не доя@ывались, молоко израильских коров имеет самую высокую жирность и содержание белка.
Сельское хозяйство Израиля подтверждает тезис Тэтчер, что главным ресурсом для богатства страны является человек. Нефти в Израиле тоже нет. Последней, как всего прочего, включая пресную воду и строительный песок, нет также в Сингапуре, за короткий промежуток времени сумевшем из страны третьего мира стать мировым экономическим и технологическим лидером. А ещё в Эстонии, которая, стартовав из совковой жопы одновременно с Россией, сумела таки догнать и обогнать Португалию по ВВП на душу населения, что грозилась, но не сумела Россия. У которой и нефть, и «плодоносные почвы». Эстонский ВВП на душу выше российского в 2,5 раза, продолжительность жизни больше почти на 8 лет, число автомобилей, опять же на душу, больше в 1,7 раза.
К закону Ома. U=IR, I=U/R. Сила тока равняется частному от деления напряжения на сопротивление. Напряжение или разность потенциалов то, что старается гнать электроны по сопротивляющейся этому сети. Чем больше напряжение и ниже сопротивление, тем сильнее ток. И наоборот.
То же имеет место, например, в гидравлике. Насос гонит воду по трубе, создающей сопротивление движению. Чем мощнее насос и меньше сопротивление, зависящее от диаметра трубы, шероховатости стенок, наличия сужений, поворотов, препятствий, тем сильнее поток. И наоборот.
Теперь экономике. Конечно, принципы физики к ней применимы лишь относительно, но что-то сходное обнаружить можно.
Благоденствие или экономическую успешность общества будем считать аналогией силе тока в электросети. Или потока в гидравлической. Точно также имеют место усилия, аналогичные напряжению или мощности насоса, стремящиеся поднять благосостояние и экономический уровень, а есть другие, противоположно направленные, работающие на понижение. Писал примерно о том же в статье «Драйверы и тормоза», просто решил приложить к экономике аналогию из физики.
На вопрос, что в экономике является напряжением сети, существуют две противоположные точки зрения. Карл Маркс, как мы знаем («три источника и три составные части марксизма»), также, как Евгений Онегин, читал Адама Смита. Но если пушкинский герой «...был глубокий эконом, то есть, умел судить о том, как государство богатеет...», то «сын юриста» из Трира ни хрена судить не умел, предположив, что переход собственности из рук рачительных хозяев в руки тупого, ленивого, пьющего быдла приведёт к повышению производительности труда.
Не привело. Чего там и как было в пятом веке у маздакитов, первыми приступившими к реализации идеи Полиграфа Полиграфыча «взять всё да поделить», судить не берусь. Но Ленин с Троцким, осуществив переворот и разогнав буржуев, решили, что вот оно сейчас возьмёт само и заработает, появятся молочные реки с кисельными берегами. Маркс ведь написал, что производительность должна повыситься. Но ни пениса не повысилась.
Маркс, полагаю, физику не учил вовсе, а вот Ленин учил, ибо учебник физики К.Д. Краевича, о котором относительно массовый российский читатель (какой процент населения читал Ильфа и Петрова?... 20-30?...) знает от Остапа Ибрагимовича, был выпущен в 1868 году, по нему учились в российских гимназиях. Поэтому Маркс ничего не написал про необходимость создания напряжения, а вот Ленин сотоварищи быстро сообразили, что без него не работает, надо создать. Поскольку личный интерес в соответствии с учением Маркса они уничтожили, единственный оставшийся источник напряжения заключался в силовом принуждении. «Не можешь- научим, не хочешь- заставим» (С)
Организовали сперва военный коммунизм, сменили продразвёрсткой, потом были вынуждены ввести нэп, ибо без личного интереса ни хрена не работало, а когда чуток экономически поднялись на нэпе, выросло производства зерна, укрепились силовые структуры, картин в музеях для продажи за валюту было много, при том на Западе случился кризис, ввели в СССР описанный Марксом, но не упоминавшийся кафедрами марксизма-ленинизма технических вузов азиатский способ производства. Который назвали социалистической индустриализацией, ко(и)я вовсе не имела целью повышение качества жизни населения...
А что было источником напряжения до большевиков? И что им является в самых богатых странах планеты? Правильно. Невидимая рука Адама Смита. Что понимали Пушкин с Евгением Онегиным, но не понимал Маркс. Военной силы у большевиков сперва было не так уж много, требовалась на фронте, поэтому к ней добавили упомянутую руку, введя нэп. Когда же военный режим укрепился, руку снова запретили. Почти на шестьдесят лет.
Азиатский способ производства продержался в СССР до марта 1953 года. Создававшееся военной силой (все эти ЧК- КГБ вместе с МВД и ГУЛагом- военизированные структуры) напряжение сети позволяло выплавлять до @@я чугуна со сталью, делать танки с ракетами, а ещё перемещать безумные количества тонн грунта из одной точки пространства в другую, тем самым перекрывая енисеи, смешивать говно с глиной и закатывать в гору скатывающиеся обратно камни.
Короче. Расстрелы и Колыма- средства поддержания напряжения. Чтоб вкалывали. Сопротивление сети было небольшое, обуславливалось естественной ленью каждого индивидуума, но страх значительно преобладал над ленью.
Что-то делали и для людишек, чтоб не передохли. Водку, хлеб, одежонку какую- никакую... Нищета была голимейшая. Я разминулся с «отцом и учителем» на полтора года, но конец пятидесятых помню хорошо. Первые годы жизни провёл в разделённой перегородками на три отсека комнате площадью примерно 30 кв. м, где проживали десять человек, де факто три семьи. Вроде и не маргиналами были: дед- музыкант Кировского театра, отец- инженер. Кроме нас в коммуналке проживали ещё три семьи.
В пятьдесят третьем наверху решили прекратить сажать и расстреливать, дать народу какие-то ништяки в виде еды и одежды, а также пусть убогоньких, но отдельных квартир. Напряжение сети постепенно стало падать, хотя при появлении жизненных улучшений его поддержание компенсировалось слегка материальным интересом, хиленькой, дохленькой, но рукой шотландского философа (профессии экономист в его пору ещё не было). Сопротивление какой-то период оставалось низким, страх ещё оставался, но постепенно уходил.
В брежневскую эпоху напряжение продолжало падать, за ни@уянеделанье не сажали и не расстреливали («Гудит, как улей большой завод, а мне-то хуле, е@ись он в рот»(С)), сопротивление, выражавшееся в массовом нежелании трудиться, как низов, так и верхов, нарастало. Пережившую самого генсека эпоху Брежнева можно назвать временем массового по@уизма. Особенно после Войны Судного дня, похоронившей реформы Косыгина- Либермана.
"Я понимаю, чтоб мы не хулиганили на улице, нас надо где-то держать, и вот это назвали КБ, и мы притворяемся конструкторами, бухгалтерами, а один притворяется заведующим, и даже, если появилась работа, мы загораемся, наваливаемся, придумываем, и это никому не нужно" (М.М. Жванецкий)
Сидевший на Лубянке Юрий Владимирович знал о любви советского народа к околачиванию гениталиями некоторых видов плодовых деревьев, в 1983 году органы стали ловить народ в рабочее время по баням и кинотеатрам, заодно пытались мутить какие-то эксперименты с оплатой труда, что-то заимствовав из возникшего при Косыгине щёкинского метода. Но здоровья генсеку не хватило, всё как всегда накрылось мокрой «женской половой вагиной» (С). Замечу, в Китае в это время начались реформы Дэн Сяопина, призванные поднять напряжение сети и уменьшить сопротивление при помощи упомянутой невидимой руки.
Влияние адамосмитовой руки на рост напряжения заключается в мотивации людей косить бабло и тратить его. Если при этом руку никак не окорачивают, дают ей свободно двигаться, то и сопротивление невелико. Поэтому растёт сила тока, то есть, экономика и благосостояние населения. В Китае это поняли и отказались от марксистских догм, сохранив название партии коммунистическая.
С Войны Судного дня в СССР вместо невидимой руки, которую хотел создать Косыгин, на поддержание относительно высокого уровня напряжения влияло нефтебабло. В 1985 году его внезапно не стало. То есть, напряжение упало чуть не до нуля. И так никто работать не хотел, так ещё и бабла не стало. Экономика покатилась к закономерному 3,14здецу ноября- декабря 1991 года, когда золотовалютный резерв страны стал меньше цены, за которую в 2008 году Аршавина в «Арсенал» продали.
С той самой войны 1973 года до осени 1985 напряжение поддерживалось исключительно ценами на нефть. Чтобы не быть голословным, закупки зерна по годам, данные из «Российской газеты»: 1970- 2,2 млн.т, 1979- 15,9, 1980- 27,8, 1985- 44,2... тут и цены на нефть рухнули. И мясо покупали за бугром, и одежду, и обувь, и всё прочее. Нефть подешевела, 3,14здец стал неизбежным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий