ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2
«@о@лы мне очень понравились с первого взгляда. Я сразу заметил резкую разницу, которая существует между мужиком-великороссом и @о@лом. Наши мужики — народ по большей части изможденный, в дырявых зипунах, в лаптях и и онучах, с исхудалыми лицами и лохматыми головами А @о@лы производят отрадное впечатление: рослые, здоровые и крепкие, смотрят спокойно и ласково, одеты в чистую, новую одежду… И места за Курском начинаются тоже веселые: равнины полей уходят в такую даль, о которой жители средних и северных губерний даже понятия не имеют. И даль эта так живописно скрашивается синеющими курганами и силуэтами стройных тополей на хуторах» (И.А. Бунин, рассказ «Казацким ходом», 1898)
«Были эти люди одеты в передних шеренгах в синие одинакие жупаны добротного германского сукна, были тоньше лицами, подвижнее, умело несли винтовки — галичане. А в задних рядах шли одетые в длинные до пят больничные халаты...» (М.А. Булгаков, «Белая гвардия»)
"Украина- это Русь, которая осталась дома" (В.И. Новодворская)
"Обычай вы наш переймете
На честь вы поруху научитесь класть,
И вот, наглотавшись татарщины всласть,
Вы Русью ее назовете!" (Граф А.К. Толстой)
"Колыбелью Московии было кровавое болото монгольского рабства, а не суровая слава эпохи норманнов. А современная Россия есть не что иное, как преображенная Московия" (Карл Маркс, Разоблачения дипломатической истории 18 века)
"Забыв гордость народную, - мы выучились низким хитростям рабства, заменяющим силу в слабых: обманывая татар, более обманывали друг друга; откупаясь деньгами от насилия варваров, стали гораздо корыстолюбивее и гораздо бесчувственнее к обидам, к стыду, подверженные наглостям иноплеменных тиранов;... чувство угнетения, страх, ненависть, господствуя в душах, обыкновенно производят мрачную суровость во нравах.
Свойства народа изъясняются всегда обстоятельствами, однако же действие часто бывает долговременнее причины: внуки имеют некоторые добродетели и пороки своих дедов, хотя живут в своих обстоятельствах. Может быть, самый нынешний характер россиян еще являет пятна, возложенные на него варварством монголов" (Н.М. Карамзин)
Мог бы сразу написать резюме, но мне нравЕЦЦО по3,14здеть на исторические темы... А резюме в конце есть. Собственно, оно в названии.
Как говорят историки, носители балто-славянских языков ещё в начале первого тысячелетия н.э. были расселены от Одера до Восточно-Европейской равнины. То есть, на территории нынешней Украины они находились давно, а вот восточнее и севернее жили финно-угорские племена. Южнее ираноязычные скифы и сарматы.
Всё это давно описано. Во второй половине девятого века финские и славянские племена севера Восточно-Европейской равнины призвали скандинавского князя, после его преемник захватил Киев и перенёс туда столицу. Так началась Киевская Русь.
Первые русские князья были скандинавами, хотя гуляют иные версии, я придерживаюсь общепринятой, не плоскоземельской. У первого князя Рюрика была несколько жён, матерью Ингвара (Игорь Старый в летописях) предположительно была норвежка Ефанда. Игорь- Ингвар взял в жёны Хельгу (Ольгу), тоже скандинавку, судя по имени. Но родившегося сына нарекли славянским именем Святослав.
Из внебрачной связи Святослава, мечтавшего перенести столицу Руси на территорию Болгарии, и ключницы Малуши, эта уже вроде славянка, появляется Владимир, крестивший в 988 году Русь. У него детей много, они грызутся между собой за великокняжеский престол в Киеве. В итоге верх берёт Ярослав, женатый на Ингигерде, дочери шведского короля Олафа. Которая принимает активное участие в государственных делах и начинает политику сближения с Европой через матримониальные союзы.
Началось с самого Ярослава, женившегося на шведской принцессе, его сестры, трёх дочерей. Потом такие браки стали постоянными. Внучка Ярослава и Ингигерды стала супругой императора Священной Римской империи, внук Владимир Мономах женился на дочери английского короля Гите Уэссекской...
Видимо, это дало основание Д.С. Лихачёву считать, что «Россия - несомненная Европа по религии и культуре». Он ещё придумал определение Скандо-Византия. Не соглашусь с академиком. Это не Россия, а Киевская Русь была Скандо-Византией. То есть, Европой. В отношении России, собранной в одно целое огнём и мечом Московским княжеством, мне ближе точки зрения Карла Маркса (см. цитату в начале статьи), хоть я и либертарианец, что с «сыном юриста» (С) из Трира никаким боком, Г.П. Федотова и других.
Согласно В.О. Ключевскому, варяги, то есть, скандинавы, составляли немалую часть жителей Новгорода и Киева:
«...присутствие варягов на Руси становится заметно гораздо раньше Х в.: Повесть временных лет знает этих варягов по русским городам уже около половины IX в. Киевское предание XI столетия склонно было даже преувеличивать численность этих заморских пришельцев. По этому преданию, варяги, обычные обыватели русских торговых городов, издавна наполняли их в таком количестве, что образовали густой слой в составе их населения, закрывавший собою туземцев.
Так, по словам Повести, новгородцы сначала были славянами, а потом стали варягами, как бы оваряжились вследствие усиленного наплыва пришельцев из-за моря. Особенно людно скоплялись они в Киевской земле. По летописному преданию, Киев даже был основан варягами, и их в нём было так много, что Аскольд и Дир, утвердившись здесь, могли набрать из них целое ополчение, с которым отважились напасть на Царьград» (В.О. Ключевский, Курс русской истории, Часть 1, Лекция IX)
От русского философа Г.П. Федотова («Россия и свобода»): «В Киевскую эпоху Русь имела все предпосылки, из которых на Западе в те времена всходили первые побеги свободы...»
А потом... Нет, не потом. Миграция славян с Днепра на Северо-Восток началась веке в восьмом- девятом. Там смешивались с местными финскими племенами... Давайте не буду влезать в тёмную тему гаплогрупп. Согласно российским генетикам Е.В. Балановской и О.П. Балановскому этнос определяется языком, а не гаплогруппами. Финны, согласно В.О. Ключевскому, были народом незлобивым, места было много, ассимиляция проходила мирно. Интересно, как пошла бы история, если славян в верховьях Волги встретили бы не тихие финны, а североамериканские индейцы с национальным видом спорта- снятием скальпов?
Условия жизни в лесах Северо-Востока сильно отличались от условий Юго-Запада. Что не могло не оказать влияние на изменение характера, менталитета народа:
«Условия, под действие которых колонизация ставила русских переселенцев в области средней Оки и верхней Волги, были двоякие: этнографические, вызванные к действию встречей русских переселенцев с инородцами в междуречье Оки – Волги, и географические, в которых сказалось действие природы края, где произошла эта встреча. Так в образовании великорусского племени совместно действовали два фактора: племенная смесь и природа страны...
...Великорусское племя – не только известный этнографический состав, но и своеобразный экономический строй и даже особый национальный характер, и природа страны много поработала и над этим строем и над этим характером...
...Эти особенности и наложили глубокий отпечаток как на хозяйственный быт Великороссии, так и на племенной характер великоросса...
...В верхневолжской Руси, слишком удалённой от приморских рынков, внешняя торговля не могла стать главной движущей силой народного хозяйства...
...В Европе нет народа менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого...
...расчётливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадёжное и нерасчётливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось...
...Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдём такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии...
...Потому великоросс лучше работает один, когда на него никто не смотрит, и с трудом привыкает к дружному действию общими силами...
...Житейские неровности и случайности приучили его больше обсуждать пройденный путь, чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперёд...
...Кажется, что можно придумать кривее и извилистее великорусского просёлка? Точно змея проползла. А попробуйте пройти прямее: только проплутаете и выйдете на ту же извилистую тропу. Так сказалось действие природы Великороссии на хозяйственном быте и племенном характере великоросса» (В.О. Ключевский, Курс русской истории, Часть 1, Лекция XVII)
То есть. Описанные Ключевским качества появились у той части славян, что мигрировала с Днепра к верховьям Волги века с восьмого- девятого. У тех, что остались дома, ничего не изменилось, всё осталось прежним. Можно предположить, что к приходу в середине тринадцатого века «монголо-татар» различия в менталитете уже были.
Если кратко, северо-восточные великороссы, как их назовут позже, сбивались в общину, оставшиеся в Приднепровье малороссы жили хуторами. Второе гораздо ближе к Европе, где община исчезла веке в шестнадцатом. В России в двадцатом при Столыпине.
«В западной Европе мірского землевладения никогда не существовало. То учреждение, которое у германцев и франков называлось Gemeinde, Commune, построено было на совершенно других началах, чем русский мір...» (Князь Александр Васильчиков, «Русский «мір» и западноевропейская «община»)
Считается, что распад Киевской Руси на отдельные княжества начался с 1132 года, со смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской. Мстислав был женат на дочери шведского короля Христине, двух старших дочерей они назвали Ингеборга и Мальфрида. Обеих выдали замуж тоже в Европу. Вторая успела побывать королевой аж Дании и Норвегии. То есть, при Мстиславе Русь, вернее, западная её часть, ещё была Европой.
В 1132 году власть киевского князя перестал признавать Полоцк, в 1136 Новгород. Помимо срача между князьями на уменьшение роли Киева повлиял экономический фактор. Путь по Днепру «из варяг в греки» перестал быть важным для Европы после крестовых походов, в результате которых появился торговый путь из Европы в Азию через восточное побережье Средиземного моря.
До раскола Руси действовало лествичное право, при котором киевским князем был старший в роду. В двенадцатом веке князья уже прочно осели в своих княжествах, а титул киевского князя был как бы символическим, мол, кто главней, тот и киевский. Или наоборот. Оспаривали титул князья Владимиро-Суздальского, Волынского, Смоленского и Черниговского княжеств. В Киеве своей княжеской династии не было, великий князь сам в нём не сидел, назначал наместника.
В 1169 году владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха, захватил и разграбил Киев. После этого связь между признанием старейшинства в княжеском роде и обладанием Киева с этого момента стала необязательной.
Киевская Русь распалась на отдельные княжества задолго до татар. И связей между северо-востоком и Европой уже не осталось. Сохраняло эти связи Галицко-Волынское (территория западной Украины) княжество. В середине тринадцатого века ненадолго оно стало даже королевством, в 1253 году папа римский короновал Даниила Галицкого королём Руси. Позже земли королевства поделили Польша и Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское (чаще пишут ВКЛР).
"Отечество наше рабствовало от Днестра до Ильменя. Даниил Галицкий, будучи смелее Александра, тщетно думал по смерти Батыя избавиться от власти Моголов. Деятельностию ума необыкновенного восстановив свое Княжение и загладив в нем следы Татарского опустошения, он брал участие в делах Европы и два раза ходил помогать Беле Венгерскому, неприятелю Императора Фридерика и Короля Богемского...
В сие время Даниил, ободряемый Королем Венгерским, Ляхами и собственными успехами воинскими, дерзнул объявить себя врагом Моголов. Они вступили в Нонизье и заняли Бакоту: юный Лев Даниилович, выгнав их оттуда, пленил Баскака Ханского. Темник Батыев, Куремса, не мог взять Кременца...
...мужественный Даниил, пленив Изяслава и пользуясь изумлением Татар, отнял у них города между реками Бугом и Тетеревом, где Баскаки господствовали как в своих Улусах. Он хотел даже освободить и Киев, но возвратился с пути, чтобы защитить Луцкую область, разоряемую Литовцами, мнимыми его союзниками" (Н.М. Карамзин)
В тринадцатом веке пришли завоеватели с Востока. И князь Ярослав Всеволодович, отец Ярослава Невского, назвал Батыя русским царём. С этого первого русского царя, можно сказать, и начинается история страны, которую чуть позже назвали Московия, в 1478 году Русское государство, в 1547 Русское царство, в 1721 Российская империя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий