вторник, 8 ноября 2016 г.

К вопросу о цене колбасы



          Меня вот часто критикуют за предложенную уже давно формулу расчёта стоимости колбасы.
          Предложил я эту формулу, когда указанный сакральный продукт перестал быть по два двадцать, а стал совсем по другой более высокой цене.
          И многие удивлялись, негодовали, а некоторые даже требовали от власти вернуть цену на прежний уровень. Ещё «водку по три рубля и каждой бабе по мужику».
          Я же объяснял окружающим, что цена два двадцать соответствовала балансу спроса и предложения в 1961 году, когда средняя зарплата в СССР составляла 81 рубль. И колбаса свободно лежала на прилавках, и даже висела подвешенной палками за спинами продавцов, а советские граждане, идя с работы покупали её на ужин по 50- 100 граммов и просили порезать.
          Однако, уже в семидесятом, когда средняя зарплата стала 115 рублей, а количество колбасы не прибавилось, свободно лежать на прилавках она перестала. И по стране поехали «длинные зелёные, пахнущие колбасой», кто забыл или не знал.
           То есть денег стало всего-то в полтора раза больше, а цену на продукты советская власть принципиально не повышала, поэтому инфляция носила скрытый характер: товары просто исчезали из свободной продажи.
          Когда же во второй половине восьмидесятых решили ещё напечатать деньжат для «ускорения научно-технического прогресса», исчезли не только колбаса, но и чай с сахаром.
           В начале девяностых Гайдар цены сделал свободными, колбаса появилась по более высокой цене, и первые полгода её цена даже имела тренд вниз, поскольку Егор Тимурович новых денег не печатал.
          Потом пришли Черномырдин с Геращенко и напечатали денег «для пополнения оборотных средств предприятий». «Оборотные средства» вскоре пришли в магазин, и цена колбасы продолжила свой рост. Это к вопросу о Глазьеве ныне советующем Путину сделать ровно то же самое…
          Причинно-следственная связь между печатным станком и ценой колбасы вроде прямая и очевидная, однако, люди с вбитым в мозги марксизмом-ленинизмом продолжают упорно доказывать, что цены повышают злобные торгаши в погоне за прибылью. Им как-то невдомёк, что если из десяти продавцов колбасы девять цены поднимут, а один нет, то этот один в итоге бОльшую прибыль и получит за счёт увеличения продаж.
                                                   *  *  *
          Можно отвлечься от колбасы и посмотреть на поведение курса доллара на протяжении нескольких десятилетий. Газета «Известия» в незапамятные времена сообщала советским гражданам, что американский доллар стоит шестьдесят копеек. Где они могут его купить по этой цене, однако, газета забывала упомянуть.
          Отдельные граждане, жившие в мегаполисах, в частности, в Ленинграде, знали, что упомянутые деньги с изображением американских президентов, а также Франклина и Гамильтона, таковыми никогда не бывшими, можно купить на «галёре» «Гостиного Двора», также как джинсы «Levi`s» и кроссовки «Adidas».
          Знали про то почти все, даже милиция и КГБ, несмотря на это и чуть не расстрельную восемьдесят восьмую статью, «галёра» успешно функционировала на протяжении десятилетий. Как менялись там цены, не знаю, слышал в семидесятые- восьмидесятые цифры три- четыре рубля за доллар.
          Один знакомый говорил, что в семьдесят втором покупал по 2-50, другой в восемьдесят шестом, когда начиналось «ускорение», по четыре. Не могу отнести себя к умным людям, мгновенно просекшим, чем обернётся это «ускорение» и начавшим скупать валюту ещё по четыре.
         Впервые доллары покупал осенью девяностого уже по двадцать, имея ввиду спасти имевшиеся рублёвые сбережения. Которые, по мнению большинства, «сгорели» в начале девяностых из-за отпуска цен. Хотя реально это произошло раньше.
         В сентябре 1991 года доллар стоил 35 рублей, в ноябре после объявления о либерализации цен скакнул разом до 120 из-за ажиотажного спроса: если умные брали ещё по 4, поглупее, вроде меня по 20, то основная масса ломанулась уже по 120. Правда, и рубли девяносто первого года уже куда дешевле были, чем восемьдесят шестого.
         После либерализации цен, вот парадокс-то, а, напоминаю, Гайдар в свои премьерские полгода денег не печатал, курс к июню девяносто второго снизился до 80, потом «пополнение оборотных средств» и понеслась тысячепроцентная инфляция...
         То есть действие формулы «цена есть частное от деления» налицо. На всякий случай более свежий пример. В 2014 году Россия осуществила аншлюс Крыма… Не пугайтесь термина, всего лишь присоединение в переводе. Отличие в том, что в тридцать восьмом в Австрию для проведение «мирного референдума» вошла регулярная армия, а в Крым всего лишь «вежливые люди», о чём поведал сам президент.
          Так вот. В результате аншлюса упали цены на нефть. Что умный человек просчитал бы до совершения этого действия на счёт раз. Нефть Россия продаёт за доллары, которых в итоге стало меньше. А рублей меньше не стало. Вот цена на доллар и выросла пропорционально падению валютной выручки в соответствии с упомянутой формулой.
                                                         *  *  *
          Ну, и снова к колбасе. Такая вот гипотетическая задачка. Над океаном терпит бедствие лайнер, правда ему удаётся сесть на воду, но там кругом акулы, которые всех пассажиров и экипаж сожрали, а спаслись только двое: советский командированный и американский бизнесмен. Или не бизнесмен, а наркоторговец.
          И вот они оба выплывают на необитаемый остров. Где жрать нечего, одна трава и кора на деревьях. Мне скажут, жители Северной Кореи, бывало, и такое ели. Возможно. Но долго на траве человек не протянет.
          Выплыли они, а у бизнесмена- наркоторговца с собой кейс в котором лимон зелёных. Мы же давнишние времена описываем, в аэропортах ещё не шмонали, как сейчас.
          В конце же девяностых как-то бывшего секретаря парткома «большого завода», где я когда-то работал, прихватили в Пулково на таможне при попытке вывести несколько миллионов долларов…
          У советского командированного тоже кейс, именовавшийся тогда «дипломатом», в СССР такие продавались изредка гэдээровского производства. И вот у него в кейсе палка копчёной или полукопчёной колбасы…
         Спросите, зачем?.. Во-первых, раз он летит над океаном, значит в капиталистическую страну. Какие у него суточные, не знаю, я в советские времена ездил в командировки только в социалистические страна («сосиски сраны», как говаривал Ильич Второй). Так вот, в Венгрию и Чехословакию платили суточные из расчёта 15- 17 рублей в день.
          Поболе конечно, чем 2-60 внутри СССР, но не загуляешь. Обед в чешском ресторане с парой кружек пива от трёх до шести рублей, Венгрия подороже, запросто за обед все дневные суточные грохнуть. В капстранах, как мне рассказывали, ещё больше, чем в Венгрии.
          В Финляндии стоимость завтрака была соизмерима с ценой популярного в давние годы в СССР кримпленового костюма, в Японии- ценой кассетного магнитофона. Хотя это свидетельство не дороговизны еды, а дешевизны промышленных товаров.
          Это к вопросу, зачем ему с собой колбаса. Домой жене- детям из «мира наживы» себе чего привезти.
          Наличие у советского человека чего-то, сделанного на проклятом буржуйском западе резко повышало его социальный статус. «Кто носит майку Adidas, тому любая баба…» Не мной придумано…
           Я, когда в неполные тридцать лет в восемьдесят четвёртом впервые выезжал в командировку в Венгрию, и меня в полном соответствии с текстом Владимира Семёновича про «экономь, но не дури…» и «шпиёнок с крепким телом…», гэбист инструктировал, так даже он сказал: «Ну, возьми на первое время палку копчёной колбасы…»
          Легко сказать, возьми… Где взять-то?.. Я там выше «длинные зелёные» уже поминал. Так они ездили за обычной варёной по два двадцать…
          Кстати. Два двадцать стоила колбаса «Отдельная» с вкраплениями жира. «Докторская» без оных стоила 2-30. Где-то в конце семидесятых- начале восьмидесятых появилась «Останкинская» по 2-90, по поводу которой уже при Горбачёве, кто бы ей раньше позволил, Клара Новикова с эстрады спросила, из чего её делают…
          Вот. По поводу «Отдельной» была поговорка: «Советские люди едят колбасу «Отдельную». А отдельные люди едят колбасу «Советскую». Что такое колбаса «Советская», не знаю. В продаже никогда не видел.
         Бутерброды с копчёной колбасой доводилось пробовать на избирательных участках в день выборов, там всегда буфет с дефицитными товарами работал. Ещё в театральных буфетах, на партийных и комсомольских конференциях. В театрах и на партконференциях даже бутерброды с чёрной икрой дегустировал…
          В свободной же продаже копчёную или полукопчёную колбасу, если не считать короткий период начала шестидесятых, видеть не доводилось никогда. За праздничным столом в семье родителей жены изредка, подчёркиваю, изредка, такая колбаса появлялась, где брали, не знаю, возможно «наборы» такие на работе получали.
          Не буду объяснять термин «наборы», кто постарше знает. Только вот мы с женой отработали конструкторами лет по пятнадцать и НИ РАЗУ, кто не понял фэйсом об тэйбл и прочтите ещё: НИ РАЗУ, копчёной или полукопчёной колбасы в наборах не получали.
          Писал ранее, как-то в сентябре семьдесят девятого в Москве в гастрономе на Сретенке, неподалёку от двери с надписью «Приёмная КГБ» с ящиком «Для писем», отстояв всего-то полтора часа, купил палку полукопчёной «Полтавской» по 3-60 за килограмм. Эту колбасу мы ели за новогодним столом…
          Это к вопросу, где и как купить палку копчёной колбасы, чтобы поехать с ней в загранкомандировку. Мне уже не раз в Интернете объясняли, что все граждане страны советов знали, где ДОСТАТЬ и копчёную колбасу, и чёрную икру, а раз я этого в те годы не знал, значит, я просто социопат.
         То есть общественный строй под названием социализм не для социопатов. При капитализме же мне моя социопатия никак не мешает иметь на своём столе множество разнообразных продуктов питания, названий которых в мои далёкие годы я никогда и не слышал. Ибо всё наличествует в свободной продаже и продаётся за деньги.
         А деньги… Ну, что ж деньги. Трудиться надо. Можно, конечно, и не трудиться, в ГИБДД или какую другую силовую структуру устроиться. Или чиновником. Но там конкурс на место очень большой…
          С другой стороны капитализм у нас где-то середины нулевых стал сходить на нет, обратно в совок поползли. Если Глазьев & Co уговорят Путина включить станок и мобилизационную экономику, все вышеупомянутые прелести развитОго социализма не за горами. В тему статья из «НГ» «Страна победившего Глазьева».
          Да. Так где было взять палку копчёной колбасы в СССР?..
          Году в девяностом вышел на экраны фильм «Ребро Адама» с Чуриковой в главной роли. Описывается, правда, вторая половина восьмидесятых, когда станок для «ускорения научно-технического прогресса» уже включили.
          У главной героини две дочери, младшую, пятнадцатилетнюю играет ещё юная Мария Голубкина, девочка учится в заведении типа «техникум советской торговли» и проходит практику в продовольственном магазине, благодаря чему кормит мать и старшую сестру, которые, как и я социопатки, одна экскурсии какие-то водит, другая в проектной организации трудится. Ибо в реальном социализме кормит не тот, кто приносит в дом деньги, а тот, кто их отоваривает.
         И вот до чего умная девочка. Произносит фразу, которую надо просто первой цитатой ко всем учебникам марксизма-ленинизма и научного коммунизма: «Коммунизм в нашей стране наступит, когда у каждого советского гражданина будет знакомый мясник».
         Уфф… Во, рас3,14##елся, а?.. Налицо «грубые смысловые соскальзывания», являющиеся одним из признаков шизофрении…
         Процитирую на тему соскальзываний великого русского писателя Дмитрия Горчева: «А то есть у меня знакомая. Начнет она, бывало, рассказывать историю. Там и пройти-то - два шага, но после первого же предложения она убредает в какой-то бурелом и пишет там совершенно дикие кренделя, как казенный Дед Мороз в новогоднюю ночь после пятой поздравленной квартиры. Наконец, она забредает в какую-то уже совершенно ледяную пустыню, где давно уже вымерли последние дальние знакомые малознакомых родственников, и тут происходит чудо - с помощью обыкновенного «так вот» она, как какое-то кенгуру, делает громадный прыжок и оказывается на финише, где ее тоже, впрочем, уже никто не ждет и судья давно спит в кустах, накрывшись клетчатым флажком, чтобы во сне не проглотить муху».
         Так вот.
         Выбираются советский командированный с палкой копчёной колбасы и забугорный наркоторговец с миллионов баксов на необитаемый остров, где жрать вообще нечего кроме травы и коры с деревьев.
         Условия задачи: силы их абсолютно равны, то есть силовой вариант решения проблемы исключается. Кроме того оба знают: в скором времени начнутся поисковые работы, а выплыли они неподалёку от места катастрофы. Поэтому надежды на спасение не теряют.
         Вопрос: сколько стоит килограмм копчёной колбасы на этом острове?

3 комментария:

  1. Если предположить, что обоим фигурантам известно количество долларов и количество колбасы, то ясно, что проще все ценности тупо поделить поровну. И колбасу и баксы.
    А вот если обладатель колбасы не знает сколько долларов у партнера, задача сильно усложняется.... :)

    ОтветитьУдалить
  2. Каждый должен продавать свою маклю - свой товар -

    как можно ДОРОЖЕ !!!

    ОтветитьУдалить