суббота, 28 ноября 2020 г.

Remember soviet trade

    «Торговля не разорила ещё ни одного народа» (Бенджамин Франклин). «Отец-основатель» и изобретатель молниеотвода со стобаксовой купюры имел ввиду просто торговлю без непереводимого на английский язык слова soviet. Совет по-английски advice или recommendation. 

   «Коммунизм в нашей стране наступит, когда у каждого советского человека будет знакомый мясник» (Пятнадцатилетняя героиня М.Мироновой в фильме «Ребро Адама», 1990 г.)

   «Феличита,                                                                                                                Я студент института торговли-                                                                     Тебе не чета...» (Песня студентов института советской торговли)

   Проезжал тут мимо здания, на котором написано институт менеджмента, чего-то ещё и торговли, вспомнил, что в советскую эпоху он звался Ленинградский институт советской торговли (ЛИСТ) имени Фридриха Энгельса. В семидесятые, помню, газета «Смена» сразу после выпускных экзаменов в школе начинала публиковать число абитуриентов на место в разных вузах города. В лидерах были театра, музыки и кинематографии и ЛИСТ.

   «Приглашаются на работу продавцы. Лиц, имеющих опыт работы в советской торговле просим не беспокоиться», -такое объявление в начале девяностых попадалось на глаза несколько раз, как на заборах, так и в популярнейшей газете объявлений той поры «Реклама- Шанс». Прекрасная была эпоха. Чего стоят объявления в той газете типа: «Все виды секса кроме анального» (а в ноздрю или ухо можно?) и «Выполню работу любой степени сложности». Последнее переведу: «Замочу кого угодно».

   Надеюсь, смысл объявления насчёт продавцов понятен. Есть понятия рынка продавца и покупателя. То есть, того, чья позиция на рынке сильней. Советская торговля была монопольным рынком продавца. Покупатель был никто. Чмо болотное, тварь дрожащая и дух бесплотный. В магазинах висели плакаты: «Покупатель и продавец, будьте взаимно вежливы». Но продавщица колбасного отдела могла обхамить покупателя на счёт раз, а он её нет. Жрать-то хоцца. Вот такие продавцы с самого начала реформ Гайдара оказались не нужны. Рынок продавца мгновенно превратился в рынок покупателя.

   Работники советской торговли были кастой, чей социальный статус превышал статус иных категорий граждан. То есть, внутри касты тоже была своя система рангов, но статус продавщицы колбасного отдела был значительно выше статуса инженера или токаря. А статус директора гастронома в центре мегаполиса или оптовой базы мог быть и повыше, чем первого секретаря райкома или директора большого машиностроительного завода. Я учился в одной группе с дочерью первого секретаря. С позиций сегодняшнего дня, такой же нищеброд, как и мы все тогда.

   Директору оптовой базы директор завода нах был не нужен, а директор завода дублёнку жене или дочери мог только у директора базы получить. Продавщица же колбасного отдела помимо фантиков с портретом вождя мирового пролетариата, за которые подавляющее большинство советских граждан приходило на работу и делало вид, что работает, имела в своём распоряжении «простой продукт», который можно было обменять на аналогичный. Итальянские сапоги, например, билеты в Большой, отмазку сына от армии или устройство его в институт. Билеты в Большой я не просто так упомянул, remember "Мимино" и персонажа Басова, который, как выяснилось, солист Большого.

   Конечно, и у представителей некоторых других профессий тоже был свой «простой продукт». Хороших хирургов, например, председателей и членов приёмных комиссий престижных вузов. Кто-то злоупотреблял, кто-то нет. Но коньяк и конфеты врачам, что тогда, что сейчас были в порядке вещей. В советской торговле же дефицит всегда придерживали, «выбрасывая» лишь в конце месяца для выполнения плана.

   Выбрасывать, как и слово достать вместо купить- термины советской эпохи, ушли вместе с ней. Анекдот был о приезде президента США Никсона в Ленинград в 1972 году. А в начале Невского был Дом обуви. Едут мимо, видят: стоит огромная толпа. Никсон спрашивает:

   -В чём дело?

   -А, обувь выбросили. Тот вышел, посмотрел:

   -У нас такую тоже выбрасывают...

  Великое достижение реформ девяностых, что мы про это уже забыли. Колбасные электрички, очереди за импортными сапогами, которые дамы в Ленинграде занимали утром, идя на работу, во время работы бегали отмечаться, после работы возвращались в очередь и перед закрытием выяснялось, что твоего размера нет. Брали другой размер в надежде обменять на что-то другое. Много таких баек. В тему:

    Back in the USSR. Как питались

 Back in the USSR. Одежда и быт
 
СССР и контрацепция

                                 *    *    *

  Статьи о политике и экономике

Статьи о спорте и здоровье

Статьи о религии


2 комментария:

  1. В народе "институт советской торговли" называли "институт карманной тяги имени ВорОвского".

    ОтветитьУдалить
  2. Либералы как и коммунисты интересны мне в том, что глядя в зеркало они не могут узнать своего лица. Они ссорятся и ругаются, но это подобно конфликту отца и сына.
    Если же внимательно посмотреть, то у тех и других одни и те же интенции, заимствованные в христианстве. Либеральный проект состоит в равенстве стартовых возможностей людей. Коммунисты отвечают: равенство стартовых возможностей невозможна, покуда есть разница в конечных результатах. Поэтому и первые и вторые являются скрытыми или не очень анархистами и выступают против естественной иерархии общества. Иерархия архаична, говорят коммуно-либералы. И по-своему правы, но дело в том, что общество без иерархии не способно развиваться. Это тогда вообще уже и не общество, а набор отдельных индивидуумов. Многие философы говорили, что атомизация общества ведёт к тоталитаризму. Поэтому либерализм, как и коммунизм - тоталитарные идеологии. На самом деле это - сатанизм.

    На первый взгляд может сложиться впечатление, что либерализм беспристрастен к Богу: хочешь - верь, хочешь - не верь, твоё право. Почему же он не беспристрастен, почему он отбрасывает Бога? Дело в том, что он претендует на место Бога и является его противником т.е. буквально Сатаной. Несмотря на кажущееся отсутствие противоречий он не может быть индифферентным к Богу. В коммунистической идеологии это обнажается в более полной мере.

    ОтветитьУдалить