воскресенье, 29 ноября 2020 г.

В какой мере сапиенс экономикус?

    ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2ЧАСТЬ  3

   Термин человек экономический (homo economicus) или рациональный ввёл в оборот в качестве теоретической модели Джон Стюарт Милль. Означает оное, что, будучи разумным существом, человек стремится к максимизации получаемой прибыли. Милль подогнал понятие под теорию Адама Смита, согласно которому стремление множества составляющих общество индивидуумов к личному обогащению способствует росту богатства всего общества. Даже самых бедных его членов. О том же уже в двадцатом веке нобелевский лауреат по экономике:

  Человеку свойственно стремиться к наслаждению и избегать страданий, более двух тысяч лет назад изрёк Эпикур Самосский. Что и есть основа естественного порядка, коий сформулировал упомянутый Адам Смит, как поведение человека, основанное на личных и корыстных интересах, сумма которых образует интересы всего общества. Разумеется, следует делать оговорку, что стремление человека к личным наслаждениям не должно ограничивать аналогичных стремлений других. То есть, торговля пивом- благая деятельность, а убийство людей с целью завладения их имуществом (и с любой другой) отнюдь нет.

   Однако, как степень сапиенсности человека варьируется в весьма широком коридоре между homo faber и homo insipiens, так и степень экономичности оного в диапазоне между economicus и  irrationalis, а порой и absurdus. Последние два понятия далеко не тождественны, ибо человек может действовать иррационально с точки зрения личной экономики, удовлетворяя при этом свои потребности высшего уровня по шкале Маслоу. Абсурдность же, имхо, это нечто иное, может и удовлетворяющее некие потребности индивидуума, но никак не относимые к потребностям высшего уровня.

   За последние двадцать лет две нобелевки по экономике были вручены за исследования влияния иррациональной модели поведения человека и его когнитивных ограничений на экономические действия: психологу Дэниелу Канеману в 2002 и экономисту Ричарду Талеру в 2017 году. Я слегка касался темы иррациональности экономических действий в давней статье «Онотоле Вассерман и плановая экономика», где рассматривал взгляды мудреца в жилетке о двадцати шести карманах, высказанные тем в статье «Отрицание отрицания» от 2011 года.

   В оной автор опровергал свою же статью пятнадцатилетней давности, в которой доказывал невозможность плановой экономики. В 2011 году он написал, что созданные живущими в Калифорнии айтишниками и китайскими рабочими вычислительные средства теперь позволяют рассчитать всё, что угодно, а поэтому всё можно и запланировать.

   Я возражал, приводя примерно такие тезисы, что домохозяйка, идя в супермаркет за картошкой, в бутике рядом покупает туфли или блузку, которых у неё, до того, как увидела, и в мыслях не было. Не говоря уже о том, что никакой компьютер не угадает, какой алкогольный напиток конкретный человек захочет употребить сегодня вечером, сколько требуется презервативов со вкусом малины, а сколько банана и т.п.

   В той статье не привёл яркий пример из советских времён о пребывании моего начальника в командировке в чешском городе Пльзень в 1988 году. Командировка была непродолжительной, несколько дней. Суточные в переводе по официальному курсу составляли примерно 15 рублей. С учётом ужина в ресторане и постоянного употребления Праздроя рублей 6-7 уходило на еду и пиво. Помимо того советским гражданам при командировках и туристических поездках в сосиски сраны социалистические страны дозволялось менять на местную валюту 530 личных рублей. Меняли все, ибо даже в Чехословакии было множество ценных вещей, напрочь отсутствовавших в СССР.

   Начальник прибыл на несколько дней позже меня, ибо я там работал, а он ехал просто на экскурсию подписать документы. Чехи по дороге из Праги в Пльзень завезли его в какой-то магазинчик, где продавались дублёнки. И начальник, пятидесятичетырёхлетний семейный мужик с наличием внуков, повинуясь какому-то внезапному импульсу, купил себе дублёнку за пятьсот рублей по курсу. Осталось только на еду. Что ему сказали дома по возвращении, мне неведомо. Вот за исследование подобных поведенческих моделей Канеману и дали нобелевку.

   На всякий случай. В СССР средняя зарплата в 1988 году равнялась двумстам рублям. Разумеется, по возвращении дублёнку можно было продать дороже. Я, например, купленную в Чехословакии хрустальную люстру как-то сдал в комиссионный магазин с коэффициентом два. Сотрудница моего отдела, начальником которого описываемый персонаж и был, носила дублёнку, купленную за две тысячи рублей. Это я просто привёл яркий пример иррациональности, а то и абсурдности экономического поведения вполне неглупого человека.

   Сдаётся мне таки, что степень экономичности и иррациональности действий человека коррелируют с его интеллектуальными качествами. А подавляющее большинство населения, согласно психиатру П.Б.Ганнушкину, обладает так называемой конституциональной глупостью. Чем homo более faber, тем более economicus. Инсипиенсу же более свойственна абсурдность экономической модели поведения. 

   Простой вопрос: «Что вы сделали со своим ваучером?» Диапазон весьма широк. Кто-то вложился в успешное предприятие, получив в итоге десятки тысяч долларов, кто-то обменял на бутылку водки. Справедливости ради отмечу, в начале девяностых возможности людей принять рациональное решение в зависимости от места жительства и занимаемой должности сильно отличались. Хотя от личной инициативы и наличия мозгов зависело многое. Подобная ваучерная приватизация в нынешних условиях почти массовой интернетизации могла быть гораздо справедливей с точки зрения информационных возможностей.

    Возможности сапиенса быть экономикусом сильно зависят от страны проживания. Это в Америке в ходу поговорка «Если ты умный, почему бедный?». Рыночная экономика протестантских стран вовсе не тождественна рынку Азии или Африки. И России тоже. Там действуют правила, установленные мифическим существом, которому поклоняются протестанты, хотя последние сами же эти правила и придумали. Труд во имя личного обогащения и честность в торговых сделках поставлены во главу. Разумеется, далеко не всегда, читайте, например, Джека Лондона «Смок Беллью».

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий