Седьмого июня посетил Русский музей, а через неделю решил и в Эрмитаж сходить. Точно не помню, третий или четвёртый раз в жизни. Посещение в раннем школьном возрасте запомнилось стопроцентно, но мелькают смутные подозрения, что меня и до школы как-то туда заводили. Хотя не совсем понятно зачем, вряд ли что отложилось.
Предыдущий раз был там 16 апреля 1977 года (у меня даты фотоснимков записаны) с Ирой, которая со времени посещения в 1975 году Русского музея успела стать моей женой. Вот два тогдашних снимка: около Эрмитажа и внутри.
Ну, извините за качество. Фотоаппарат плёночный (а какой ещё в 1977 году?) Смена-8М, съёмка в помещении. Заходили с Дворцовой набережной, как это лестница называется, не помню. В 2023 году заходил с площади через внутренний двор и по Иорданской лестнице. Снимок ниже.
Выходил из метро на станции «Адмиралтейская». Бывал там и раньше, но не замечал барельефов флотоводцев. Тогда всё по делам мотался, замороченный был, а сейчас пенсионер в отпуске, вот и кручу башкой. Шестерым сделаны барельефы: Ушаков, Нахимов, Макаров, Апраксин, Беллинсгаузен, Григорович. Огорчило, что нет столь любимого мною:
-Тук-тук...
-Кто там?
-Угада-а-айте, кто я такой?..
-Адмирал Иван...
Начиная от выхода из метро и до Эрмитажа стоят десятки продавцов услуг катания на катере по рекам. Понятное дело, двадцать шесть градусов в Санкт-Петербурге далеко не каждый день.
Написал, вход в Эрмитаж с площади через внутренний двор. Там разные маршруты, я выбрал через Иорданскую лестницу, ибо он прямо вёл к западно-европейской живописи, которую хотелось посмотреть. Во время последнего посещения сорок шесть лет назад я не был знаком с историей и мифологией, как сейчас. Всё-таки с конца восьмидесятых появилось намного больше доступной информации, а уж с появлением Интернета... Поэтому, видя сюжет, понимаю о чём речь.В отличие от Русского музея, где есть какой-то маршрут движения, здесь переходы между залами и галереями возможны в различных направлениях, поэтому бродил я достаточно сумбурно, лишь в конце добредя до Рубенса с Рембрандтом. Я и других художников, разумеется, знаю, но эти для меня наиболее известны из того, что там есть.
Просматривал по ходу всё, останавливаясь, где интересно. Обнаружил написанную в 1745 году художником Дитрихом Христианом Вильгельмом Эрнстом картину «Водопад в Тиволи». Опаньки! Неделю назад в Русском музее видел с точно таким же названием, автора, разумеется, не запомнил. Фишка здесь, что работаю в фирме, торгующей инструментом, и у нас в ассортименте есть (от прежних досанкционных поставок) свёрла Тиволи. Хотя название в русском звучании почти совпало (ударения разные), оказалось не про то. Фирма «Tivoly» по фамилии основателя во Франции, а город Tivoli неподалёку от Рима. Помимо водопада есть античные достопримечательности. Век живи- век учись.
Значеццо, так. Дитрих Христиан Вильгельм Эрнст (1712- 1774) написал «Водопад в Тиволи. Вид от виллы Мецената» в 1745 году. Эта картина в Эрмитаже. А в Русском музее картина Фёдора Михайловича Матвеева (1758- 1826). Видно, что написано с разных точек.
Не могу вновь не коснуться столь излюбленной мной темы, как влияние бля@ства на прогресс во всех сферах человеческой деятельности, о чём писал совсем недавно в статье «Между Амстердамом и Пхеньяном». В живописи это проявляется весьма ярко.
Светская живопись, причём в первую очередь батальные сцены и портреты, появляется в России лишь при Петре. Царь затаскивал в Россию не только технологии кораблестроения и кофепитие. Живопись в том числе. Как и в случае технологий тремя путями: покупка произведений искусства за границей; приглашение иностранных живописцев для обучения местных и написания картин, первые портреты Петра и его близких выполнены иностранцами; отправка студентов за границу за счёт казны. Да, не только корабли строить, но и картины писать посылал учиться.
До Петра русская живопись почти стопроцентно иконопись и фрески для церквей с религиозными сюжетами. В семнадцатом веке понемножку начинают писать для надгробий так называемые парсуны, известна Скопина- Шуйского от 1630 года, кое-где во фресках мелькают бытовые сцены, например, жатва.
А там у них? Где всё пропитано безнравственностью и запахом анаши, см. упомянутую статью про нидерландскую и северокорейскую столицы. Не раз упоминал факт, что «Декамерон», декольте при дворе Изабеллы Баварской и артиллерия в Столетней войне появились почти одновременно в четырнадцатом веке. Когда бля@ство в Западной Европе стало потихоньку пробиваться через толщу более, чем тысячелетнего религиозного мракобесия. Замечу (отсыл опять же к той статье), как следует из первоисточников, Иешуа Га Ноцри ничего не имел против бля@ства, этого после него попы и мизулины на@@еплётили.
Мне кто-то как-то этот снимок назвал косплеем. Сделан 29 декабря 1976 года, идея Иры, мгновенное воплощение (причёска) тоже её, снято мною на Смену-8М при обычном электрическом освещении. В домашнем халате и с розовым медвежонком (тут я его просто обрезал), горностая у нас не было. Хранящуюся в Кракове картину Леонардо да Винчи, полагаю, все видели. Так вот, написана она в 1489- 90 г.г. До Петра больше двух веков, так даже до «Домостроя» ещё лет шестьдесят- семьдесят. Леонардо изобразил не конкретно чей-то портрет, а просто красивую женщину. Насчёт модели есть расхождения, наиболее известна версия, что это любовница миланского герцога Чечилия Галлерани.В Эрмитаже присутствует центральная часть хранящегося в Прадо триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Эрмитажная копия кого-то из последователей мастера. Оригинал написан ориентировочно в 1515 году (в 1516 Босх умер). Комментировать картину не буду, народ развлекается, как может. Есть мнения, что автор с осуждением относится к изображённым наслаждениям, но существует и иная точка зрения.
С четырнадцатого века в Западной Европе развивается интеллектуальное течение ренессансного гуманизма, переносящего, по мнению Франческо Петрарки (1304- 1374, только вдумайтесь в цифры, до Куликовской битвы ещё шесть лет, человеческая жизнь в Московском улусе Золотой орды не стоит ломаного гроша, а там уже гуманизм), в центр мира человека вместо обладающего магическими свойствами мифического существа.
Термин гуманизм с этой точки зрения становится синонимом антропоцентризма в противовес теоцентризму. Апологетом гуманизма был Эразм Роттердамский (1469- 1536), прозванный князем гуманистов. Кроме прочего был сторонником эпикурейства, базовый принцип которого «Человеку свойственно стремиться к наслаждениям и избегать страданий».
Эрмитаж. Питер Брейгель Младший (1564-1638), «Ярмарка с театральным представлением». Артисты на сцене целуются. Кто-то уже навеселился и заснул, кто-то кому-то бьёт морду, кто-то танцует, ближе к переднему плану мужчина с женщиной обнимаются, ближе к дальнему мужик бабу за титьки хватает, насколько мне удалось разглядеть при увеличении... Написана картина на рубеже шестнадцатого- семнадцатого веков.
Вот ещё фрагменты картин из Эрмитажа. Жан Батист Патер (1695-1736) «Сцена в парке» и Никола Ланкре (1690-1743) «Весна». В России время Петра и последующих (Екатерина Первая, Пётр Второй, Анна Иоанновна). Балы и декольте в Россию уже пришли, но подобные отношения граждан в общественном пространстве ещё долго не будут распространены. Для справки из газеты «Вечерний Ленинград» за 1963 год:Резюмируя. Прогресс несовместим со скрепами и духовностью. Как говорила тёща И.М. Губермана Л.Б. Либединская: «Лучше сто раз услышать слово жопа, чем один раз духовность».
Бродил по Эрмитажу два с половиной часа, хотя по билету два полагалось, но никто ж билет не спрашивал. В конце добрёл до Рубенса и Рембрандта. Снялся на фоне рубенсовских «Союза земли и воды», «Вакха» и рембрандтовской «Флоры».
Ниже сделанные мною панорамные снимки нескольких залов. Только надо иметь ввиду, что панорамная съёмка вносит искажения:
Комментариев нет:
Отправить комментарий