четверг, 7 сентября 2023 г.

Беглые заметки по экономической истории последних десятилетий

    ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2

   Опять к статье Алексея @ и длящейся многие годы демонизации девяностых. Экономику подавляющее большинство населения, включая учившихся в советских вузах, не знают от слова вообще. Я тоже не знал примерно до девяностых, когда появилось, что читать по теме. Взялся читать, интересно было в сорок лет узнавать новое. Полученные знания, кстати, способствовали разумному инвестированию личных активов. Большинство же узнавать ничего не стало. А так-то в вузе я изучал (через резиновую трубку кафедры марксизма-ленинизма) политэкономию и нечто бессмысленное под названием «Экономика машиностроения». Да и позже меня в совке на начальника учили, читали подобный бред.

   В неокрепших мозгах «глубинного народа» гуляет абсолютно безумная мысль, будто подъём экономики и уровня жизни в нулевые произошёл, благодаря первому лицу в Кремле. Да вот ни фига подобного, там мог сидеть шимпанзе из джунглей, было бы приблизительно то же самое. А почему? А потому:

  Экономический рост нулевых = реформы девяностых + цены на нефть. 9 долларов в 1998, 144 доллара в 2008. Напомню, при Брежневе тоже были высокие цены на нефть, а жили @уёво, ни пениса нигде не было, за колбасой народ из Тулы, Владимира, Калуги... на электричках в Москву ездил, за гондонами лично я из пригорода Колпино на Невский полтора часа в одну сторону в битком набитом транспорте.

   Нельзя сказать, что вообще никакого влияния людей во власти на рост нулевых не было. Премьер Касьянов первые четыре года, налоговая реформа, грамотные экономисты в правительстве Греф, Кудрин. И сегодня влияние санкций, несомненно, есть, но оно смягчается умелыми действиями Набиулиной, Силуанова и других. Без них было бы хуже. Просто эти люди учили в вузе ту экономику, которую не учило подавляющее большинство, имеют большой практический опыт, знают, что делать.

   Повторю приведённую формулу. Экономический рост нулевых был вызван реформами девяностых и ценами на нефть. Как следствие этого росту предпринимательской активности энергичных граждан и западных инвестиций. Перечислю по памяти ряд предприятий Питера и рядом, возникшие чуть не одномоментно в конце девяностых- начале нулевых. Ранее писал, инвестиции начались после победы Ельцина на выборах 1996 года, рухнули после дефолта, возобновились через полгода.

   So... В Питере и рядом. Это что построено с нуля, приватизированное и реконструированное (та же пивная «Балтика», где «Карлсберг» за несколько лет полностью обновил основные фонды) не упоминаю. Заводы Форд, Дженерал моторс, Тойота, Ниссан, Хёндай, Кока Кола, Джилетт, Филип Морис, Сименс, Бош, Электролюкс, Термекс, Катерпилар, Хьюлетт Паккард... Икеа пришла, как торговая компания, потом стала строить свои мебельные фабрики...

   Потому и рост. Плюс, напомню, свои ребята из девяностых- тиньковы, чичваркины, галицкие, воложи... Почти все действующие сегодня торговые сети родились в девяностые.

   Никакого влияния первого лица или группы первых лиц на этот рост не было. Само пёрло. И западный бизнес, и свои поверили в реформы, включилась «невидимая рука Адама Смита». Но. В те же нулевые уже первые лица государства заложили основу экономической стагнации и спада второго десятилетия.

   Мощный удар по экономике нанесло дело «Юкоса». Была нарушена, вопреки Столыпину, неприкосновенность частной собственности. Бизнес понял, что в России инвестировать опасно- отнимут. Началось бегство капитала. Процессы, аналогичные «Юкосу» шли и на низовых уровнях. Сколько их было по стране? Живу в пригороде С.-Петербурга Колпино. В середине нулевых группа молодых людей с нуля создала Колпинский пищевой комбинат, выпускавший пельмени.

   Можно сказать, пионеры пельменного рынка. Товарный знак у них был слонёнок. И прославились слоганом, который даже Задорнов упоминал: «Если будешь есть пельмени, станешь вечно жить, как Ленин!». И чего? Публикации в Интернете по сей день на разных сайтах висят. Двоих или троих основателей предприятия банально замочили. Это не девяностые, ребята, это нулевые! Кто-то свалил за бугор, но без денег, с деньгами не позволили. В публикациях серьёзных изданий упоминается фамилия одного из интересантов развала предприятия, офицера спецслужбы... И ведь такое, полагаю, повсеместно происходило.

   То есть, с середины нулевых на российскую экономику действовали две разнонаправленные силы. Не иссякший ещё импульс реформ, плюс цены на нефть двигали её вверх, вмешательство государства (официальное и неофициальное) тянуло вниз.

   Напомню, после дефолта, то есть, кризиса 1998 года произошёл мощный «отскок», вызвавший бурный рост экономики. После падения цен на нефть в 2008 году со 144 до 30, они снова достаточно быстро восстановились. Пусть не до 144, до 115, тоже неплохая цена. А вот отскока не случилось. Именно потому, что импульс реформ иссяк, драйверов роста уже не было.

   Тормозов для экономики государство и «птенцы гнезда его» понаделали много. Любопытно, что первое лицо неоднократно кукарекало про экономические свободы, а когда таковым был Онвамнедимон, так даже произнёс фразу, что пора прекратить «чморить бизнес». Но ведь не прекратили же. Как начали чморить делом «Юкоса», так и продолжают по сей день.

   «Forbes» в 2012 году:


   Тем, кто начал бизнес в девяностые, деваться было некуда. Не идти же снова в наёмные работники. Наиболее ушлые стали избираться в депутаты, пробираться во власть. Во-первых, проще сохранять свой бизнес, платить силовикам уже меньше придётся. Во-вторых, можно на тот бизнес вообще забить и заняться более характерным для власти бизнесом. Ну, вы поняли...

   Иностранные компании трогали меньше, хотя тоже трогали. У Лужкова был конфликт с ИКЕА, в Питере у Макдональдса, по слухам, «чекизды» отжали помещение на Сенной. Они- не они, реальных фактов нет, но кафе с очень выгодного места, куда пришло в начале девяностых, по какой-то причине слиняло.

   Своих душить намного проще. «В Контакте», «Евросеть», «Магнит», «Башнефть»... Да та же «Сибнефть» Абрамовича, ладно, этот на вырученные деньги «Челси» потом купил. Сделки де юре вроде бы чистые, только добровольные ли? Насчёт Чичваркина так и вовсе... 2 сентября 2008 года первый обыск в офисе, 22 сентября продажа 100% пакета акций, 22 декабря отлёт Евгения Александровича на Темзу, откуда «выдачи нет». Это что наверху, по низам про Колпинский пищевой комбинат написал.

   А вот теперь врубитесь. Почему после 2008 года не случилось «отскока», как после 1998? После 1998 было кому «отскакивать», бизнес доверял той власти, что сложилась в девяностые. 

   С середины нулевых уже не доверял. Чего было бы вполне лояльному Кремлю Абрамовичу в России заводик какой-нибудь не построить на деньги от продажи «Сибнефти»? Так ведь нет, денежки и в лондонскую недвижимость, и в «Челси» вложил. И в яхту, что в российских портах не швартуется. Там отнять труднее. И все прочие также, кроме иностранных компаний, конечно. Те продолжали инвестировать, строить предприятия и после дела «Юкоса».

   Импульс девяностых продолжался, иностранные инвестиции приходили, свои, хотя бы массово, не выводили активы. Доля частных российских инвестиций во второй половине нулевых и позже стала намного меньше государственных. Веллер в книгах и выступлениях задавал вопрос, зачем России кубышка Кудрина, если руководство страны постоянно говорит о необходимости иностранных инвестиций. Сам же и отвечал, что государственные, то есть, ничьи деньги украдут на счёт раз. Сама власть с приближёнными и украдёт. Украдёт и государственные, и частные, которые не из-за бугра.

   К началу второго десятилетия импульс реформ девяностых иссяк, частных инвестиций (идиотов нема) почти не осталось, государственные же разворовываются, ничего иного с ними сделать нельзя по определению. Их можно только пилить. Забугорные инвестиции по инерции, заданной реформами Гайдара ещё шли, но уже медленнее, ибо рост доходов российского населения во втором десятилетии века стал снижаться.

   ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий