Статья возникла из диалога с совкодрочером, заявившим, что вот он тоже в совке (при Брежневе, раньше он не жил, а я жил) стоял в очереди за сахаром два кило в одни руки и ничего. Зато он жил в великой стране... Ну, там, магнитки, днепрогэсы, гагарины. Вторая, б@@дь иканомика мира...
Я же полагаю, никакая не вторая, а примерно сто вторая. Ибо экономика не магнитки с гагариными, а прилавки магазинов. И если прилавки пусты, то экономика говно, и страна эта говно. Собственно, это и был предмет спора. Что я называю говном, совкодрочер зовёт конфеткой.
Тут немножко о другом. О достоинстве. По моему скромному имхо, любая очередь за чем угодно, любое принуждение человека к совершению каких-либо действий без его внутреннего согласия на то, унижает его человеческое достоинство. Это я сейчас, после десяти- пятнадцати лет, по гениальному изречению манагера Северстали Барабанцева, щекотавшего жопу воздуха свободы, так считаю.
В совке не задумывался по причине отсутствия альтернативы. Все так жили и просто не представляли, что можно иначе. Вернее представляли, хотя бы из фильмов с Луи де Фюнесом, Пьером Ришаром и Робертом Редфордом. А некоторым даже доводилось разглядывать картинки сказочных неземных товаров в каталоге «Quelle», привезённом моряком загранплавания. Но это была сказка, как Ефремов или Стругацкие про будущее коммунистическое общество.
Разве мы по собственному желанию в пионерских лагерях, где садисты пионервожатые, ученики бериевских вертухаев, заставляли нас жрать совершенно несъедобную рисовую и манную кашу (без джема! без мёда! без изюма! без кураги, б@@дь!), по приказу тех же вертухаев ходили строем с воплями: «Кто шагает дружно в ряд? Пионерский наш отряд...»? По собственному желанию оставались после учёбы или работы на комсомольские собрания? Нет, конечно.
И мы тогда не чувствовали унижения, потому что не знали, возможно ли иначе. Кто чувствовал и имел возможность, валил, как спортсмены, артисты, дипломаты, шпионы и те же моряки. Кто-то, как Станислав Курилов, спрыгнув с борта теплохода, плыл трое суток через кишащий акулами океан сто километров до Филиппин...
А нас учили, мол, есть Родина, у нас перед ней типа долг, и такова наша планида, и ни куды нам из колеи не выпрыгнуть... Кто-то, как пламенная Валерия Ильинична с обострённым чувством собственного достоинства, пытались протестовать, но чего- чего, а дефицита галоперидола в совке не было...
Насчёт долга от Леонида Филатова (сегодня чьи угодно строки: Пушкина- «...кишкой последнего @@@а..., ...властитель слабый и лукавый...», Толстого, Чехова, под статью подтянуть можно):
«- Пред Родиной, конечно, неудобно... Долги, конечно, надо отдавать... Но почему она - в уплату долга - С вас требует кого-то убивать? И коль у вас пред ней долги такие, Что даже жизнь - в уплату их - пустяк, То хочется спросить вас, дорогие, Зачем же вы одалживались так? Коль Родина удар наносит сзади, Да так, что аж в глазах потом круги, То лучше, дорогие, не влезайте Вы к этой страшной Родине в долги!»
Если ты живёшь на этой территории, в этом государстве, твой единственный долг- уплата налогов. За что государство должно предоставлять тебе услуги в виде защиты твоей жизни и собственности. И всё! В остальном ты свободен, государство идёт на @@й. Не то чтобы желательно, а просто необходимо участие граждан государства в контроле над этим самым государством. Посредством НКО, например. Это в идеале. Как должно быть.
Всё-таки была в моей жизни прекраснейшая эпоха свободы, апофегей которой девяностые. Счастливейшие годы жизни, когда уже не было кпсс и ещё не было дядюшки пу. Что ещё надо для счастья? Ведь счастье это добровольность действий. Отсутствие же добровольности- унижение. Чего совкодрочер понять не в силах.
Единственный вид принуждения, который считаю обоснованным- принуждение экономическое. Ибо оно добровольное, как правило. На нижнем базовом уровне прожить можно всегда, у О`Генри есть рассказ, где богатый плантатор предлагает спасшему его бродяге любую должность на своём ранчо, тот отказывается, предпочитая бродяжничество. Свободный выбор свободного человека.
Вот то, что недоступно совку. Любая недобровольность унизительна. Очередь за сахарным песком, поездки за колбасой из Тулы в Москву, поездки из пригорода Ленинграда в центр за гондонами, пионерские отряды, комсомольские собрания, не буду упоминать, что у всех на слуху, против чего регулярно выходит на Невский с плакатами семидесятивосьмилетняя питерская художница Елена Андреевна Осипова.
Это всё недобровольность, унижение человеческого достоинства. Которое, в свою очередь, формирует рабское сознание, обойдусь тут без польских слов. Я ведь тоже был рабом первую половину жизни. Только унизительность этого положения стал понимать ещё тогда, даже несколько ранее прихода Горбачёва к власти. Потом прекраснейшая эпоха девяностых, щекотание жопы воздухом свободы и снова сползание в унизительное рабство.
Большинству сие недоступно, поэтому, к огромнейшему сожалению, об этом мой многолетний спор с Интернет- другом (сейчас в ФБ), переход к реальной демократии западного образца без некоторого периода просвещённого (просвещённого, б@@дь!!!, «с британским буржуазным образованием», как у Ли Куан Ю) авторитаризма в России невозможен. Длительность периода? У Моисея было сорок лет, про два поколения без рабства говорят и современные психологи.
Да. Знаю. На одного Ли Куан Ю приходятся тысячи Мобуту Сесе Секо и дядюшек пу. Был шанс в лице человека, в двадцать шесть (как Сахаров) защитившего кандидатскую по физике. Не срослось. Подробнее о возможности вылезти из жопы «Между Сциллой и Харибдой».
Мало ли какими извращениями наслаждаются люди! Другой вопрос, что некоторые свои предпочтения с разной степенью агрессивности стремятся навязать всем остальным.
ОтветитьУдалить