Сцилла с Харибдой и богатство государств
Обзорно по точкам зрения экономистов и историков Дейдры Маккслоски и Джоэля Мокира. Дейдра одним из главных факторов Великой дивергенции (расхождения, стремительного обогащения Европы) называет почти одновременный прилёт на Северо-Запад Европы (сперва в Нидерланды, затем в Великобританию) «чОрного лебедя» в виде четырёх R, вызвавших появление пятой R:
1. Reading. После изобретения Гутенберга в Европе началось распространение знаний на бумажных носителях. Появился класс «образованцев».
2. Reformation. Одной из идей протестантства была угодность Богу усердного труда во имя личного обогащения. Макс Вебер вам в помощь. Причём, под трудом понимался труд, как самого человека, так и его денег, которые он инвестирует в дальнейшее развитие бизнеса. Мысль, недоступная православному экономисту из МГИМО В.Ю. Катасонову.
3. Riot (без pussy). Под этим термином авторка понимает революцию Кромвеля в отличие от четвёртого R:
4. Revolution. Славная революция 1688 года, в ходе которой «непатриотичное» население Англии призвало правителя (без королевских регалий) буржуазных Нидерландов Вильгельма Оранского, дабы свергнуть с престола короля Якова Второго. Вильгельм сверг, стал королём сам и добровольно пошёл на значительные ограничения королевской власти. В 1689 году был принят Билль о правах- «Акт, провозглашающий права и свободы подданных и устанавливающий порядок наследования короны».
В результате появилась пятая R:
5. Reassessment- переоценка. Переоценка значимости поднимавшегося из низов класса буржуазии- ремесленников и торговцев. Общество стало осознавать, что деятельность этих людей способствует обогащению всех. Игра с положительной суммой- явление, по сей день недоступное пониманию значительного числа граждан России. С этой переоценки началось Великое обогащение человечества, результатом которого является факт, что сегодняшнему жителю чОрной Африки доступно огромное число ништяков, недоступных Королю Солнце и его придворным.
«Ни у кого из "четырех Р" не было глубоких английских или европейских причин. Все они могли повернуться в другую сторону. Они были причудливы и непредсказуемы» (Дейдра Маккслоски). То есть, по её мнению, совпадение этих четырёх R в одном месте примерно в одно время случайность.
Из этого совпадения четырёх выросло пятое R. Общество приняло класс изобретателей- предпринимателей- торговцев, поставило их на более высокую ступень, нежели прежний высший класс- аристократию. И началась Промышленная революция, которая привела к Великому обогащению человечества.
Джоэль Мокир (у Маккслоски про это тоже есть) пишет, что примерно до середины второго тысячелетия Европа отставала в научном, культурном, техническом развитии от Китая, арабов, в чём-то от Индии и Османской империи. Причиной тысячелетия тёмных веков, по моему скромному имхо, явилось не столько завоевание Рима варварами, сколько мракобесие христианской церкви, захватившей господствующие позиции.
Именно церковь, на мой взгляд, явилась тормозом прогресса Европы на долгие 1000 лет. Без неё германцы усвоили бы ценности Рима, как сам Рим до того усвоил греческие. В значительной степени основанные на бля@стве. Лишь в четырнадцатом веке на Малой Арнаутской улице Флоренции свободолюбивое бля@ство стало пробиваться сквозь завалы религиозного мракобесия.
«Декамерон» Боккаччо, декольте при дворе Изабеллы Баварской, эффективная артиллерия в Столетней войне... Бля@ство и прогресс всегда идут рука об руку, потому что бля@ство основано на свободе, а свобода конкретно экономической деятельности- главный стимул прогресса. Взаимосвязь бля@ства и прогресса описаны в книге американского экономиста, географа и социолога Ричарда Флориды «Креативный класс: люди, которые меняют будущее».
В середине второго тысячелетия Европа ещё отставала, но... Во-первых, активно заимствовала. Индийская десятиричная система пришла в Европу через арабов. У тех же арабов учились математике, медицине, астрономии. В 1613 году Лейденский университет основал одну из первых в Европе кафедр арабского языка и культуры. Его первый обитатель Томас Эрпениус в своей вступительной лекции сказал: «В арабской культуре тьма мудрости, которой можно учить».
Да, шёлк, фарфор, порох, бумага были придуманы в Китае. Первые две позиции хоть поставляли в Европу, пока те сами не научились и не превзошли создателей. А с огнестрельным оружием в Китае поэкспериментировали и перестали. В Европе же сделали в конце концов эффективное оружие, благодаря которому стали бить и арабов, и османов, и захватывать колонии на других континентах. То же и с бумагой. Книгопечатание-то создали в Европе, в результате появилось первое R Дейдры Маккслоски, стали распространяться в том числе научные знания. А на Востоке всё остановилось.
Почему остановилось? А «традиционные ценности», «духовные скрепы», «преемственность поколений» и т.п. Неофобия, одним словом. И ислам, и конфуцианство предпочитали искать ответы в трудах древних мудрецов. «Вот то‑то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя...» (С). Поиск новых знаний очень не приветствовался в этих цивилизациях. Что ещё нового можно узнать о мире? Всё давно известно.
А отбрасывавшие «традиционные ценности» европейцы ничему не верили. Даже трудам античных мудрецов, сохранённым для цивилизации народом Книги- евреями. Поначалу эти знания древних мудрецов считались священными, однако, постепенно думающие люди подвергали их сомнению, находя множество ошибок. К концу семнадцатого- началу восемнадцатого века Коперник, Галилей, Декарт, Ньютон и другие создали новую науку, отвергавшую классические каноны.
«...(греческие ученые), безусловно, похожи на детей: своей готовностью говорить и неспособностью что-либо производить; ибо их мудрость кажется многословной и бесплодной в плане произведений...» (Фрэнсис Бэкон). Уильям Гилберт в книге De Magnete писал, что не будет тратить время на цитирование древних греков, ибо те ничего не знают.
Неофилия европейцев базировалась на их свободолюбии. «Характерной чертой Запада является стремление его народов к свободе - мотив, неизвестный в странах Востока» (Людвиг фон Мизес). Помимо учёных, создававших новые знания, в европейских «городах мастеров» (буржуа- горожанин, master, англ.- хозяин) было много умелых людей, во-первых, делавших для учёных приборы для исследований (часы, термометр, барометр, компас, телескоп, микроскоп...), во-вторых, создававших полезные ништяки на основе новых научных знаний.
Не сторонились практических вещей и сами учёные. Первооткрыватель кислорода Джозеф Пристли придумал также газированную воду и ластик для карандашей. Уильям Томсон, он же лорд Кельвин, известен трудами в области физики, механики и термодинамики. Так это он придумал смеситель горячей и холодной воды.
«Своеобразным «передаточным звеном» между научной революцией и революцией промышленной стало Просвещение. Именно в эпоху Просвещения информация об «изобретении изобретений» стала сравнительно быстро распространяться по ведущим европейским странам» («Д.Я. Травин, «Как государство богатеет... Путеводитель по исторической социологии»)
По мнению историка Нила Фергюсона причиной Великой дивергенции (расхождения или резкого рывка Европы) явились: «...лучшая наука, лучшая (внутренняя) конкуренция, лучшие права собственности, общество потребления и европейская трудовая этика. Все это, по мнению Фергюсона, привело к "доминированию" Европы над остальным миром» (Из книги Дейдры Маккслоски). Да, общество потребления способствовало прогрессу. Люди стремились к повышению качества жизни, создавался спрос. На спрос учёные, буржуа и мастера отвечали предложением.
Помимо стремления европейцев к новым знаниям и созданию на их основе различных ценных ништяков, Джоэль Мокир отмечает такой фактор, положительно повлиявший на прогресс Европы, как её политическая раздробленность. Результатом которой явилась конкуренция, в том числе за людей, создающих новые знания и ценные вещи. Если учёному или умельцу что-то не нравилось в одном государстве, он легко перемещался в другое.
При этом живущие в разных городах и странах учёные общались между собой посредством писем, обменивались знаниями. Мокир назвал Европу «креаклов- образованцев» Республикой учёных или Республикой писем. В Европе возникла наука, на основе которой началась Промышленная революция.
Паровая машина сперва Ньюкомена, затем Уатта и Болтона, ткацкие станки Аркрайта, резко повысившие производительность труда. Замечу, эти люди не только инженеры-изобретатели. В первую очередь они предприниматели, создававшие производства на основе своих изобретений. Многие при этом выходцы из низов, примеры в книге Дейдры Маккслоски.
Вот так Европа и оторвалась от остального мира в технологиях, производстве и разбогатела. США созданы европейцами, причём, наиболее энергичными европейцами. Япония же преуспела потому, что с революции Мэйдзи стала активно заимствовать не только европейские технологии, но и европейские идеи устройства общества. Кстати, бля@ство тоже. Про хентай, манга и прочее слышали?..