ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2
slava2171 ""девушку с татуировкой дракона" читали?
Рекомендую. С нашей точки зрения там описаны вещи невозможные"
Спасибо Слава, прочитал трилогию Стига Ларссона «Миллениум», написанное Давидом Лагеркранцем (Ларссон умер в 2004 году) продолжение, тоже три тома, книгу гражданской жены, вдовы Ларссона Эвы Габриэльссон «Миллениум, Стиг и я», сборник статей журналиста Ларссона «Неизвестный Стиг Ларссон. С чего начинался “Миллениум”». Последнюю книгу бегло, ибо срач леваков с националистами и в Рунете можно почитать. Хотя российские леваки, в отличие от демократичного и толерантного Ларссона, очень часто стоят на тех же позициях, что «почвенники», «патриоты» и антисемиты. Теория подковы, однако.
Посмотрел три шведских фильма по трём книгам Ларссона, а также первый голливудский с Дэниэлом Крейгом. Голливудский по сюжету ближе к книге за исключением концовки с Харриет Вангер. Шведы почти не уделяют внимания половой жизни главного героя (показав тем не менее лесбийскую сцену с героиней), Голливуд чуток побольше, хотя далеко не всё.
«Лисбет Саландер — женщина, ненавидящая мужчин, которые ненавидят женщин» (из книги Стига Ларссона). Обладающая невероятно высоким IQ и феноменальной памятью аутистка (синдром Аспергера) и хакерша Лисбет и журналист Микаэль Блумквист, не любящий, когда его называют Калле Блумквистом (сыщик- персонаж Астрид Линдгрен)- главные герои Ларссона и написанного Лагеркранцем продолжения.
Книги надо читать, фильмы смотреть, пересказывать сюжет не буду, весьма увлекательные детективы. Наряду с Volvo и Ericsson эти произведения стали теперь одним из главных экспортных товаров Швеции, переводы на многие языки мира, огромные тиражи.
Не менее интересно то, что не относится к детективному сюжету- описание различных сторон жизни в Швеции, как политических, так и бытовых. Мы про них мало знаем. Много написано, что Ларссон открыл тёмную сторону жизни Швеции, отличную от сложившегося мифа о государстве всеобщего благоденствия.
Полагаю ничего особенного, подобные тёмные стороны есть во всех странах мира, только в демократических, благодаря журналистам типа Микаэля Блумквиста, широкие круги становятся осведомлёнными о негативных явлениях типа «если кто-то кое-где у нас порой» (С), даже если эти кто-то находятся в правящей верхушке. О чём в другой моей статье «Суслик в кустах и демократия».
В недемократических негативная информация о человеке из власти выйти наружу может только в результате опалы оного. У Ларссона, несмотря на присутствие крайне отрицательных персонажей во власти и бизнесе, тем не менее Добро побеждает Зло. Во многом благодаря эффективной связке Блумквист- Саландер. Но ещё и потому, что во властных и силовых структурах всегда в большинстве люди, стоящие на стороне Конституции и закона. Это там. То есть, Зло, как везде, есть и в Швеции, но Добро там сильнее, поэтому страна одна из самых процветающих на планете.
На всякий случай. В Швеции есть ещё один писатель Стиг Ларссон, 1955 года рождения. Писать и публиковаться начал в конце семидесятых. Таки это другой Ларссон.
Начну с биографии писателя, неотделимой от биографии его вдовы, ибо познакомились они в 1972 году, когда Стигу было восемнадцать, а Эве девятнадцать. Стиг старше меня на две недели. Такие вот двое шведских «ботаников» сошлись на почве левых идей. Сперва они были маоистами, потом троцкистами. Как в одних и тех же людях демократичность и толерантность могут сочетаться с этими политическими течениями, мне недоступно. Имхо, сие вполне себе когнитивный диссонанс. Ибо что маоизм, что троцкизм, наряду со сталинизмом, чегеваризмом и прочими- системы абсолютно тоталитарные. «Шаг влево, шаг вправо...» (С)
Стиг и Эва в начале семидесятых теоретически располагали намного более разнообразной информацией о событиях в мире и политических течениях, нежели я по причине наличия там свободы СМИ. У них был информационный выбор, у меня нет. Мои мозги с детства засирались «единственным верным учением»- марксизмом- ленинизмом. Но засиратели успеха на этом поприще не достигли, до позднего Горбачёва, то есть, появления в СССР хоть какой-то альтернативной информации, я был абсолютнейшим по@уистом. Как и большинство жителей страны советов.
Возможно ещё и потому, что учился в техническом вузе, где изучал «бесовские» по определению Дугина науки: математику, физику, химию, которым присуща логика, один постулат вытекает из другого. В марксизме же никакой логики не было и нет, его невозможно осмыслить, можно только выучить наизусть. Я и выучил, многое до сих пор помню, но отношусь весьма критически именно из-за отсутствия логики.
В девяностые появилось множество источников информации, альтернативных марксистским, стал их читать, теории, что за деньги люди работают значительно эффективнее, чем за 3,14@@юли, показались мне намного логичнее. Не говоря о том, что их подтверждает статистика экономически развитых стран, а также реформы девяностых, которые считаю вполне успешными, наряду с ценами на нефть приведшими к последовавшему в нулевые росту экономики и уровня жизни.
Эва и Стиг познакомились в 1972 году при подготовке митинга против войны во Вьетнаме. Опять же, мне в те годы эта война была абсолютно пох, мне срали на мозги про агрессивных американских империалистов, за каким-то хером лезших во Вьетнам. Сейчас понимаю, что США вписались в ту войну, дабы защитить своих союзников на Юге от агрессии коммунистов с Севера. И одобряю это.
Ситуация аналогичная корейской годами пятнадцатью ранее, только в Корее агрессия Севера была очевидной, на основании резолюции ООН в страну ввели войска ООН, преимущественно американские, но были и из других стран, в частности, Югославии. В итоге освободили территорию Южной Кореи, заключив мир по 38 параллели. Спустя семьдесят лет на Севере инминбаны и миска риса в день, на Юге Самсунг, LG, Киа, Дэу, Хёндай... Южнокорейские мужчины в среднем на 10 см выше северокорейских, женщины на 6 см. Семьдесят лет назад было одинаково.
То же могло бы и во Вьетнаме, но... Не так однозначно была видна поддерживаемая СССР и Китаем агрессия Севера. Вроде на Юге какое-то партизанское движение, НФОЮВ. Что этим партизанам через джунгли не только из ДРВ, также через Лаос и Камбоджу постоянно шли пополнения живой силы, оружия для многих в мире не было очевидно.
К тому же война во Вьетнаме совпала с молодёжными бунтами шестидесятых- семидесятых в развитых странах мира. Ларссон и Габриэльссон попали в движение уже на его излёте, в середине семидесятых всё закончилось, однако внесло существенные изменения в жизнь этих стран, сделало общество более толерантным к разного рода девиациям. Сексуальная революция, однако. В чём ничего плохого не вижу.
Из сборника «Тёмная сторона Швеции»: «В 1968 году по Европе прокатились молодежные волнения, эхо которых дошло и до Швеции. Движение против войны во Вьетнаме объединило в своих рядах различные радикальные группы – марксистов-ленинистов, маоистов и немногих, но весьма влиятельных троцкистов. Лидирующие позиции в антивоенном движении заняли маоисты и троцкисты. Им удалось завладеть умами целого поколения шведских студентов. Они поощряли членов движения выбирать профессии, которые позволяли бы влиять на других людей. Студенты становились актерами, учителями, социальными работниками, а также писателями и журналистами. Недаром Стокгольмскую школу журналистики прозвали «Школой коммунизма»».
Про молодёжные бунты в западных странах, особенно 1968 года в США и Франции, с огромным воодушевлением рассказывала советская пропаганда, хорошо помню. Вызваны они были, имхо и не только имхо, зажратостью послевоенного поколения, рождённого в «мире, где всё продаётся и покупается» (С). Чего, к сожалению, у нас не было, голимая нищета почти всех вокруг второй половины пятидесятых - это моё детство.
У них же после войны мощный экономический рост, вызвавший бэби-бум, повышение рождаемости. В США в начале пятидесятых сформулирована «американская мечта»- каждой семье загородный дом и автомобиль. Бэби-бумеры вступали в шестидесятые во взрослую жизнь на всём готовом, надо было только получить образование, устроиться на работу, жить и наслаждаться вкусной, благоустроенной буржуазной жизнью.
А вот уж @уй! Против этой невиданной доселе сытости, создаваемой обществом потребления, «миром, где всё продаётся и покупается» они и протестовали. Заметьте, это сытость не в экономически развитых, но авторитарных государстве, где материальные блага есть (Чили при Пиночете, Южная Корея до девяностых, Сингапур, нефтяные монархии, сегодняшняя Россия), а демократических свобод нет. У бэби-бумеров были и разнообразные ништяки, и свобода. И севрюжина с хреном, и Конституция, а всё равно чего-то не хватало. Говорю ж зажрались.
Так устроена жизнь, про это вроде у М.И. Веллера в талмуде «Всё о жизни». Нищая мать одиночка, стиснув зубы, тянет лямку и несёт крест, а рублёвская жена пьёт, курит, нюхает, колется, устраивает скандалы мужу, в конце концов доходит до самоубийства. А вот, блин, не хватало чего-то. Лозунги бунтующих бэби-бумеров: «Нас не любят — нам только покупают игрушки», «Нельзя влюбиться в прирост промышленного производства», «Наш мир — не для продажи!»
Эва со Стигом относились к этому поколению молодых бунтарей, хотя семидесятые- уже излёт движения. Перебесившись в студенчестве, молодые люди делали буржуазные карьеры, становились яппи. Можно понять протесты против вьетнамской войны молодых американцев. В США тогда существовал призыв, они просто не хотели умирать за неблизкие им цели. Угроза коммунизма была далеко от их дома, им было пох.
Какого пениса проблемы Вьетнама волновали шведов и прочих, мне трудно понять. Не нравилось вмешательство американцев? Так с противоположной стороны вмешивались СССР и Китай, которые хоть друг с другом и срались, но оружие Северному Вьетнаму поставляли. Да, войска, в отличие от американцев, не вводили, но военных советников было много. Будущий сенатор Джон Маккейн в 1967 году был сбит над Ханоем ракетой, выпущенной советским офицером Юрием Трушечкиным.
Эва пишет, что они порвали с маоистами, когда их попросили собрать деньги в пользу красных кхмеров. На просьбу рассказать про это движение поподробней получили ответ не рассуждать. То есть, получается, что информации по данному вопросу в шведских СМИ они найти не могли. Возможно потому, что шведов проблемы Юго-Восточной Азии не сильно волновали, а в демократических рыночных странах пресса служит не пропаганде, а получению прибыли. Пишут про интересное.
Парадоксально, что к сталинизму и даже не кровожадному брежневскому «развитОму социализму» у молодых бунтарей бэби-бумеров, включая Стига и Эву, было негативное отношение, а к ничуть не менее кровожадным, чем сталинизм маоизму и Че Геваре отнюдь нет. Не говоря уже о красных кхмерах, которые, придя к власти в 1975 году, убили от четверти до трети населения Камбоджи. В первую очередь горожан, их считали пособниками американского империализма.
Думаю позже протестовавшим против войны во Вьетнаме всё же стало известно, что после ухода американцев (а СССР с Китаем никуда не ушли) и победы ДРВ около миллиона жителей Южного Вьетнама пытались спастись от коммунистов, переплывая на лодках Южно-Китайское море. Примерно 250 тысяч погибли. Люди в лодках и на плотах были и в иные времена. В 1959 году плыли от Фиделя и команданте Че во Флориду, в 1944 из Эстонии в Швецию, об этих людях на плотах писала в дневнике Астрид Линдгрен.
Из маоистов Эва со Стигом перешли в троцкисты, впрочем Эва вскоре ушла и оттуда, а вот Стиг продолжал с ними сотрудничество, но со слов Эвы исключительно на теоретическом уровне. Сегодня троцкистское движение оформлено в Четвёртый интернационал. Напомню, Третий, то есть Коминтерн, был распущен Сталиным в 1943 году, Второй существует в виде Социалистического интернационала, объединения социалистических и социал-демократических партий, которые во многих странах цивилизованного мира были и являются правящими.
Эва пишет, что ей со Стигом было известно про ужасы сталинизма, относились к нему они крайне негативно. А что случилось бы в случае победы Троцкого просто не задумывались. Полагаю, террор был бы ничуть не меньшим, в Гражданскую Лейба Давидович достаточно себя проявил. Такой уж принципиальной разницы между троцкистской теорией и практикой «социалистического строительства» в СССР не было. Просто троцкизм остался на уровне теории, вживую его никто не видел кроме непродолжительного периода в Испании, предшествовавшего мятежу Франко и гражданской войне. Хотя и там троцкисты были лишь небольшой частью коалиционного правительства республиканцев.
Многочисленные статьи Стига Ларссона, изданные отдельной книгой, содержат главным образом критику шведских правых партий националистического, ксенофобского направления. Такие партии в Швеции были и есть. Во время ВМВ шведская национал-социалистическая партия высказывалась в поддержку Гитлера. В «Миллениуме» описаны члены семейства Вангеров, состоявшие в этой партии. Они же оказались и сексуальными извращенцами, то есть, педофилами и насильниками.
Эва называет Стига феминистом. Век живи- век учись. Не знал, но нагуглил, что антонимом слова феминитив является маскулятив. Так вот маскулятив применительно к феминизму вроде раньше не встречал, не помню. Хотя, подумав, решил, что сам тоже отчасти являюсь феминистом, то есть защитником интересов женщин. Мне весьма импонируют женщины в политике- президенты, премьеры, министры... Думаю, это гуманизирует мир, а я гуманист, видимо, потому и феминист. Хотя, конечно, и женщины бывают разные («чОрные, белые, красные...»(С)), но среднестатистически...
Ещё мой феминизм, в этом вопросе смыкающийся с моим же сексизмом, заключается в отношении к «кружевным труселям», словосочетанию часто употребляемому в Рунете с негативной коннотацией. Я одобряю и поддерживаю стремление и право женщин иметь красивое нижнее бельё. Напомню, фразу (существует в разных вариантах) «Советская женщина имеет право на красивый лифчик» изрекла в 1957 году одна из четырёх женщин членов Политбюро (названия были разные, смысл один) ЦК КПСС за всю историю Е.А. Фурцева. Тем более и самому приятно, когда на раздевающейся при тебе женщине красивое бельё. В последнем и заключается сексизм.
Ларссон бОльший, нежели я феминист, тема мужского шовинизма и агрессии в отношении женщин постоянно присутствует в его статьях и книгах. «Девушка с татуировкой дракона» в качестве эпиграфов к главам содержит статистические вставки типа «18 процентов женщин Швеции хоть раз подвергались угрозам со стороны мужчины».
Главная героиня трилогии «Миллениум» Лисбет Саландер выросла в обстановке постоянного насилия отца (беглого советского шпиЁна) по отношению к матери. С двенадцатилетнего возраста, будучи заключённой в психиатрическую больницу за месть отцу (читайте книги, очень интересно), подвергалась насилию, в том числе сексуальному. Мстит она не только личным обидчикам, но и вписывается за других женщин. Лагеркранц, продолжив тему «Миллениума» (Эва была против, но таким было решение издательства), сохранил эту линию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий